02.11.2022 21:01
Происшествия

Мошенники перешли на звонки через WhatsApp

Текст:  Наталья Козлова
Российская газета - Столичный выпуск: №250 (8898)
Минувшее воскресное утро началось у меня рано - со звонка мобильного телефона в 8 утра.
Мошенники надеются, что их звонкам через мессенджеры граждане поверят больше. / Александр Корольков
Читать на сайте RG.RU

- Здравствуйте, беспокоит капитан полиции Смирнов, отдел по экономической преступности. Я по поводу вашего счета в ВТБ. Вы сейчас не пытаетесь снять все деньги со своего счета?

За прошедшую неделю это был уже третий звонок от якобы правоохранителей. Один номер оказался совсем странным, но умный мобильник написал сам, что звонят из Пакистана. А еще один, и тоже "капитан полиции", звонил на WhatsApp. Все звонившие и представлялись одинаково - капитанами полиции. Да и говорили одно и то же. Но вот звонок через мессенджер озадачил.

На днях в СМИ действительно появились сообщения про новый вид телефонного мошенничества - звонки через мессенджер. Про эти звонки своим сотрудникам рассказала радиостанция Business FM и несколько печатных изданий.

При таком звонке на аватарке пользователя появляется логотип известного банка. Возникновение нового вида мошенничества - звонки через мессенджеры - специалисты быстро объяснили. Сейчас мобильный телефон сам подсказывает, что звонок по обычной связи подозрителен.

Мошенники отправляют опасные письма якобы от правоохранительных и государственных органов

Взять того же липового капитана, который позвонил мне и попытался скороговоркой, перечисляя статьи Уголовного кодекса, объяснить, что я не имею права разглашать кому бы то ни было то, о чем он мне сообщает. Даже лишением свободы пригрозил. Но он вряд ли был в курсе, что на его звонок мой мобильник написал - звонок идет из Пакистана. Понятно, что настоящая московская полиция так скрываться не будет.

Да и сам мошенник, конечно, не общался со мной из такой далекой страны - это банальная схема телефонной инженерии, чтобы его место нахождения не вычислили. Вот почему звонки через мессенджер стали более предпочтительны.

Да и телефонные звонки с обычного номера уже стали не так пугать граждан. На сегодняшний день абсолютное число таких мошеннических звонков уже не от "служб безопасностей банков". Звонившие представляются почти всегда сотрудниками отдела по борьбе с экономическими преступлениями МВД. Они с ходу полностью представляются - называя имя и фамилию, просят записать номер своего служебного удостоверения. А некоторые даже предлагают выслать фото служебного удостоверения. Настоящая полиция уже собрала чуть ли не картотеку таких снимков - в них все липовое.

А еще мошенники стали обязательно предупреждать: звонки записываются. И только после этой "увертюры" начинается рассказ о попытке взять кредит по паспортным данным абонента. Сотрудники банков говорят, что они заметили за последнее время новую тенденцию: мошенники не пытаются выманить у человека остаток на счету, а убеждают его взять деньги у банка в долг. Кстати, об этом явлении финансисты даже говорили на недавно прошедшем Восточном экономическом форуме.

Пока удается ловить только тех, кто всю аферу - от звонков до получения денег - ведет внутри страны

У мошенников, которые переходят на звонки через мессенджеры, явно есть надежда, что им поверят больше, чем звонкам, поступившим просто на номер абонента. Чтобы проверить, мошеннический это звонок или нет, специалисты предлагают гражданам положить трубку и перезвонить по этим номерам самим - еще ни одному человеку это не удалось. Если звонить тем, кто только что вас беспокоил с городского телефона, то абонент недоступен. Если на тот же номер позвонить через мессенджер, то трубку просто не берут.

Пока более-менее успешно удается ловить только тех мошенников, которые всю аферу - от звонков до получения денег - проводят внутри страны. И практически не удается, если звонят из другой страны, а украденные у граждан деньги оперативно уводят через цепочку счетов.

Недавно Госдума приняла закон об обмене информацией между полицией и Центробанком, чтобы по крайней мере как можно быстрее возбуждались уголовные дела и была возможность заморозить средства внутри российской банковской системы, пока их не вывели за рубеж или не перевели в криптовалюту.

Криминал СМИ и соцсети