02.11.2022 02:16
Культура

В издательстве "Молодая гвардия" вышла в свет книга "Маски Пиковой дамы"

Были ли прототипы у героев "Пиковой дамы"
Текст:  Юрий Борисенок
Российская газета - Федеральный выпуск: №248 (8896)
В недавно отметившем столетний юбилей издательстве "Молодая гвардия" вышла в свет книга "Маски Пиковой дамы". Автор, известный историк с писательским опытом Ольга Елисеева, еще в 2000 году опубликовала в журнале "Родина" смелую гипотезу о том, что основными прототипами знаменитой повести Пушкина были российские государи Екатерина II и Николай I. Спустя 22 года предположение расширяется, углубляется, дополняется и выходит на уровень увлекательного интеллектуального детектива.
Читать на сайте RG.RU
/ Новая книга Ольги Елисеевой - детектив, разгадывающий загадку знаменитой повести Пушкина.

Питательной средой для нестандартных параллелей и догадок служит обширный материал источников и монографий из авторской творческой лаборатории. Будучи признанным специалистом по русской истории XVIII столетия и конкретно по екатерининской эпохе, Елисеева уверенно шагает по практически нехоженым поколениями пушкинистов тропкам. По словам автора, "нити расследования уводят к Петру I, Павлу I и Александру I, к императрицам Елизавете Алексеевне и Александре Федоровне... А знаменитые властные старухи того времени - Голицына и Загряжская - становятся не более чем прототипами прикрытия". С текстом Пушкина отыскиваются связи в различных регионах Российской империи и за границей - в Швеции, Неаполе, Австрии, Франции.

Читателя ждет непростое испытание - при взгляде на некоторые авторские гипотезы первым делом хочется включить Станиславского с его сакраментальным "не верю". Но если предварительно внимательно прочитать саму "Пиковую даму", недоверия станет определенно меньше. Елисеева уже во вступлении резонно замечает: "Менее всего нам хотелось бы внушить читателю мысль, будто Пушкин бесконечно шифровал свои тексты в надежде на талантливого отгадчика... Но в сознании поэта роилось такое количество аналогий, что в настоящий момент риск неверно соединить их выше, чем риск обнаружить нечто, чего в пушкинском мире не существовало".

Союзником автора в его исканиях по части исторической криптографии выступает хороший знакомый Александра Сергеевича, поэт-партизан Денис Давыдов. 4 апреля 1834 года по прочтении "Пиковой дамы" он писал Пушкину по поводу эпиграфа ко второй главе повести: "Помилуй, что за дьявольская память! Бог знает, когда на лету я рассказал тебе ответ мой М.А. Нарышкиной насчет камеристок, которые свежее, а ты слово в слово поставил это эпиграфом". Потрясающая пушкинская память дает представление о богатейшем внутреннем мире поэта, в котором, как доказывает Елисеева, меньше всего случайного: "Пушкин всегда тщательно выбирал предваряющие текст фрагменты - записывал обрывки разговоров, чужих острот, чтобы потом выбрать нужное".

Близится очередной большой пушкинский юбилей - в 2024 году будет отмечаться 225-летие поэта, тогда же исполнится 190 лет со времени напечатания "Пиковой дамы". И по прошествии столь значительного времени далеко не всё в "нашем всем" выяснено, узнано, расшифровано. Книга Ольги Елисеевой приближает к постижению важных сторон биографии и творческой среды Пушкина.

Книгу Евгения Водолазкина "Авиатор" экранизирует Данила Козловский
Литература