02.11.2022 07:50
Общество

Рафаэль Яппаров: "ВИЧ никуда не ушел, но его научились лечить"

Текст:  Гульназ Данилова
Российская газета - Неделя - Башкортостан: №249 (8897)
Пандемия ковида, тема №1 на протяжении двух лет, отвлекла внимание от других, не менее опасных инфекций. На "деловом завтраке" в "РГ" главный врач Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями Рафаэль Яппаров рассказал о "текущем моменте" в этой сфере.
Рафаэль Яппаров: Обследуем больше - выявляем меньше. Но это не повод успокаиваться. / Петр Коннов
Читать на сайте RG.RU

Рафаэль Галиевич, направив все силы на борьбу с ковидом, не упустили ли мы ситуацию с другими инфекционными болезнями?

Рафаэль Яппаров: Не волнуйтесь, все под контролем. Что касается ВИЧ-инфекции, то сейчас наблюдается относительная стабилизация заболеваемости. Связываем мы это в том числе и с тем, что достаточно большое количество пациентов - 16700 человек (более 84 процентов от состоящих на учете) - получают лечение. Кстати, с 2020 года наши пациенты получают препараты не в центре СПИД, а, как и другие льготники, в госаптеках по всей Башкирии. Во время пандемии работа не останавливалась, несмотря на ограничения. Был даже приток пациентов, так как первоначально опасались, что ВИЧ-инфицированные гораздо тяжелее перенесут новую коронавирусную инфекцию.

Сколько в республике ВИЧ-положительных жителей?

Рафаэль Яппаров: На сегодня чуть больше 21 тысячи, в том числе 16 человек из ДНР, ЛНР. Посещают врачей 19,5 тысячи. Информация о наших пациентах есть в республиканской медицинской информационно-аналитической системе (РМИАС), где врачи видят, с какой частотой пациент бывает у врача, сдает ли анализы для мониторинга лечения, выписаны ли ему лекарства, соблюдает ли правила диспансеризации, то есть обследуется ли дополнительно на туберкулез, другие инфекции, посещает ли узких специалистов. Эти данные в РМИАС доступны только врачам, которые наблюдают пациентов на местах. Это очень важно для соблюдения врачебной тайны, поскольку, к сожалению, сохраняется стигматизация.

Как Россия вошла в топ стран - лидеров по лечению детей с редкими болезнями

Вы упомянули анализы для мониторинга лечения. О чем идет речь?

Рафаэль Яппаров: Есть два основных анализа: первый показывает состояние иммунного статуса, второй - вирусную нагрузку, то есть позволяет подсчитать количество вируса в крови. Эти показатели дают нам возможность скорректировать лечение при необходимости.

Изменился ли со временем ВИЧ?

Рафаэль Яппаров: Сейчас заболевание перешло в разряд хронических. Есть терапия, препараты, которые позволяют держать болезнь под контролем. Наша основная задача: на фоне терапии сделать так, чтобы у пациента вирус лабораторными методами не обнаруживался. На сегодняшний день у 72% ВИЧ-инфицированных вирусная нагрузка не определяется. Но это не значит, что они выздоровели и лечение можно прекратить. Оно будет пожизненным.

Сколько можно прожить с таким диагнозом?

Рафаэль Яппаров: Есть пациенты, которые живут с ВИЧ более 30 лет с момента выявления. Одному из пациентов сейчас 67 лет, он более 20 лет на терапии.

Если терапия такая хорошая, то почему люди до сих пор умирают от СПИДа?

Рафаэль Яппаров: Хотел бы отметить, что смертность от ВИЧ снижается. Часто болезнь выявляется слишком поздно, когда уже тяжело чем-то помочь. Даже если мы выявляем заболевание на ранних стадиях, очень многое зависит от самого пациента, его образа жизни, регулярности осмотра у врача-инфекциониста, соблюдения режима приема антивирусной терапии. Приверженность к лечению - ключевой фактор стабильности состояния пациента. Если ВИЧ-инфицированный принимает препараты, когда о них вспомнит или когда ему становится плохо, все меньше становится шансов на нормализацию здоровья. С 1989 года в республике умерло более 13 тысяч ВИЧ-инфицированных.

Каков возрастной диапазон пациентов?

Рафаэль Яппаров: Старшему - 90 лет, младшему - полтора года. В последнем случае инфекция проявила себя после рождения малыша. Мама ребенка во время беременности, как и положено, дважды сдавала анализ крови на ВИЧ, результат был отрицательным. И хотя папам тоже рекомендуется проверяться, он этого не сделал. Впоследствии, когда ребенок постоянно болел, выяснилось, что мужчина был инфицированным. От него заразилась жена, от нее сын.

Обязательно ли заразится ребенок, если мать больна СПИДом?

Рафаэль Яппаров: Есть эффективная система профилактики передачи ВИЧ от матери ребенку - во время беременности, в родах и сразу после рождения. Она работает. В текущем году родили 280 ВИЧ-инфицированных женщин, и среди детей нет ни одного заразившегося. Хотелось бы поблагодарить за совместную работу наших коллег акушер-гинекологов.

В Минздраве предупредили о вреде вегетарианства для беременных, кормящих и детей

Лечение при СПИДе или гепатитах всегда считалось длительным и тяжелым. Оно до сих пор такое?

Рафаэль Яппаров: Нет, многое изменилось. Раньше ВИЧ-инфицированные получали горсть таблеток, теперь же, если организм хорошо реагирует на лечение, пациенту порой достаточно одной таблетки в день. Побочные эффекты при этом сейчас минимальные. То же касается лечения гепатита С. Если ранее мы лечили его препаратами интерферона, и это было тяжелое, долгое лечение с массой побочных реакций, то сейчас появились новые препараты прямого действия, которые позволяют справиться с недугом гораздо быстрее, они удобнее в приеме, причем эффективность лечения достигает 98% и более. Это уже не фантастика, пациент излечивается за два-три месяца от гепатита С.

Можно ли вылечить СПИД?

Рафаэль Яппаров: Считаю, что говорить о победе над ВИЧ сейчас еще рано. Единичные случаи выздоровления описаны в Европе после трансплантации костного мозга. Наблюдение за пациентами продолжатся, возможно, что механизмы воздействия на генетическом уровне принесут свои результаты. Но это дело будущего.

У нас в республике есть несколько пациентов, так называемых элитных контролеров, у которых ВИЧ-инфекция выявляется лабораторно методом иммунного блота (по наличию определенных белков в крови), но при этом вирус в крови не определяется на протяжении многих лет. Изучение элитных контролеров, надеюсь, откроет нам загадку победы над заболеванием.

Случаются ли ошибки в диагнозе? Ложноположительные результаты или пробирки перепутают?

Рафаэль Яппаров: В 99 % случаев ошибки быть не может, один процент мы оставляем на так называемый человеческий фактор. На местах работают люди, гипотетически возможны ошибки в направлениях, персональных данных пациента.

Методы лабораторной диагностики абсолютно достоверные. Это многоступенчатая система. Кровь берется на анализ, если результат положительный, то кровь из этой же пробирки проверяется еще на трех тест-системах. Если результат подтверждается еще раз, то делается анализ на специфические белки, которые в крови обнаруживаются только у ВИЧ-инфицированных. Кроме этого проводятся и другие лабораторные исследования, в том числе и ПЦР-диагностика.

Избежать ошибки помогает и система штрих-кодирования поступающих образцов, она внедрена во всех поликлиниках республики. Маркированная пробирка поступает в лабораторию, штрих-код считывается анализатором, результаты исследования автоматически сгружаются в РМИАС. Так исключается человеческий фактор. Мы прекрасно понимаем, что за каждым анализом стоит чья-то судьба. Ошибка может очень дорого стоить, поэтому за работой лабораторий особый контроль.

Ключевой вопрос

О ВИЧ известно давно, но никогда нелишне напомнить, каковы пути заражения и способы профилактики?

Рафаэль Яппаров: Основным путем передачи ВИЧ-инфекции в республике остается половой - 90%, до 10 процентов - парентеральный, через зараженные иглы и шприцы у потребителей инъекционных наркотиков. На первом месте всегда должна быть профилактика. Каждый должен хотя бы раз в год пройти обследование на ВИЧ, чтобы быть уверенным в себе. Люди начинают обследоваться, когда заболели. Правда, это больше относится к мужчинам. Женщины более внимательны к своему здоровью - среди них обследующихся на ВИЧ больше.

Наш центр ежегодно обследует более миллиона проб крови на ВИЧ. В 2022-м цифра планируется даже выше - миллион 200 тысяч. Сейчас мы обследуем больше, а выявляем меньше. По итогам 9 месяцев текущего года выявлено чуть больше полутора тысячи человек, но это не повод успокаиваться. ВИЧ никуда не исчез.

В тему

По выявляемости ВИЧ, то есть количеству положительных образцов, Башкортостан традиционно занимает 39-40 место в России.

Пораженность, то есть число граждан с ВИЧ, проживающих на территории республики, - 551 на 100 тыс. населения.

Цифра

85% выявленных в 2022 году ВИЧ-инфицированных пациентов составляют лица от 30 до 60 лет.

Нейросеть выявляет ковид всего по двум показателям крови
ПФО Здоровье Башкортостан