03.11.2022 07:32
Власть

Проект закона о северном завозе внесут в правительство РФ

Текст:  Инесса Доценко (ДФО)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №250 (8898)
Федеральный закон о северном завозе преодолел важный этап на пути своего формирования. Проект, разработанный минвостокразвития по поручению президента РФ, в ближайшие дни представят в правительство страны. Затем к марту 2023 года его ждет рассмотрение в Госдуме.
Читать на сайте RG.RU
/ Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

Термин без статуса

- Законопроект направлен на обеспечение регулярности северного завоза и на снижение стоимости товаров, то есть на то, чтобы продукты доходили до северян с минимальной ценой, - подчеркнул вице-премьер - полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.

Сейчас понятие "северный завоз" не имеет правового статуса. То есть централизованная доставка жизнеобеспечивающих товаров на территории с сезонной транспортной доступностью есть, а статуса такого нет.

- В советское время был ряд нормативно-правовых актов, которые все регулировали, были органы, которые занимались северным завозом и на федеральном уровне. Но в последнее десятилетие ответственность перешла на глав субъектов, - констатирует первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.

Правда, возникающие проблемы не всегда можно решить на уровне этого субъекта. Многие понимают северный завоз исключительно как завоз для государственных и муниципальных нужд. Но он действует и для промышленных компаний на территории региона. Например, в Якутии объем средств, направляемых в целом на опережающий завоз грузов, составляет 375 миллиардов рублей в год. На северные территории грузы доставляют на три года вперед, поэтому оборотные средства предприятий замораживаются ровно на это же время. По информации правительства региона, только на выплату процентов по кредитам на госзадание тратится порядка четырех миллиардов рублей в год.

Наука убеждать

И совсем в незавидном положении оказываются субъекты, когда северный завоз вдруг начинает мешать чьим-то коммерческим интересам. Например, памятный транспортный коллапс в портах Приморья в 2021 году поставил снабжение Арктики под угрозу. Ситуацию тогда пришлось разруливать вручную.

Северный завоз 2022 на Ямале выполнен досрочно

- Навигация прошлого года показала, что без содействия государства завоз был бы сорван, - уверена председатель думы Чукотского автономного округа Валентина Рудченко.

В нынешнем году подобные истории тоже случаются. Об одной из них на прошлой неделе рассказал глава минвостокразвития Алексей Чекунков.

- Танкер "Бухта Нагаева", везущий дизтопливо в Магадан, не хотели догружать в порту Восточный, так как там стоял некто более приоритетный и экспортный. В Магадане напряглись и стали ограничивать отпуск солярки в одни руки, - написал он в своем Telegram-канале.

Положение спасло то, что Гаджимагомед Гусейнов "напористо убедил" представителей порта отдать первенство отправке грузов на Магадан, а не на экспорт. Вот для того, чтобы не пришлось так убеждать и дальше, в законопроекте о северном завозе и прописан приоритет транспортно-логистического обслуживания с введением категоризации товаров.

Кто за что ответит

- Одна из важных задач нового закона - уточнение обязанностей и степени ответственности участников северного завоза. Документ позволит установить для всех понятные правила игры, сделав процесс доставки ресурсов в Арктику более прозрачным, - объясняет директор ФАНУ "Востокгосплан" Михаил Кузнецов.

Законопроект распределяет полномочия в сфере северного завоза между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти. А "сводить" все обязательства вместе будет федеральный координатор - минвостокразвития. Отдельно прописано создание единого морского оператора. Эта компания станет обеспечивать перевозки приоритетных грузов по субсидируемым тарифам.

Предусматривается и финансовая поддержка северного завоза из федерального бюджета.

Создается законодательная основа для развития опорной инфраструктуры.

- Наличие развитой инфраструктуры позволило бы нам сократить практически в два раза время доставки и сделать его в несколько раз более прогнозируемым. Может быть, тогда мы бы оптимизировали в том числе и свои транспортно-логистические центры, и склады базирования, - говорит Гаджимагомед Гусейнов.

Сейчас понятие "северный завоз" не имеет правового статуса. Сам завоз есть, а статуса такого нет

Понятие инфраструктурного каркаса расширяется. По словам Михаила Кузнецова, необходимы модернизация существующих транспортных узлов, нефтехранилищ, строительство торгово-логистических центров, сооружение мостов, развитие сети автодорог. Кстати, для участников северного завоза вводится беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры необщего пользования.

- Очень важный аспект - применение цифровых технологий, федеральной информационной системы планирования и мониторинга, маркировки товаров, которая позволит отслеживать груз на всем протяжении его пути, - добавляет Алексей Чекунков.

Появится специальная электронная торговая площадка, где представят товары для северного завоза.

Несомненный плюс разрабатываемого закона и в том, что, как указывает специальный представитель Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" по вопросам развития Арктики Владимир Панов, будет заложен фундамент долгосрочных задач, а как следствие, долгосрочных инвестиций.

- Планируется, что закон вступит в силу с 2024 года, - обещает Алексей Чекунков.

Между тем

О том, как можно сократить расходы на северный завоз в Якутии, напомнил на ВЭФ-22 глава республики Айсен Николаев. "Якутск и западная часть республики практически шесть месяцев в году остаются без транспортного сообщения, за исключением авиации. Здесь решение простое - строительство моста через реку Лена, который позволит повысить транспортную доступность огромной территории с 23 до 80 процентов", - сказал он.

Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков: Законопроект о северном завозе поступит в Госдуму до 15 ноября
Регионы ДФО