03.11.2022 04:24
Новосибирская область

Зачем необходим контроль и надзор за качеством стройматериалов

Зачем необходим контроль и надзор за качеством стройматериалов
Текст:  Юрий Прокопьев (Новосибирск)
Российская газета - Экономика Сибири: №250 (8898)
В нынешнем году спрос на цемент в регионах Сибири, в отличие от других федеральных округов, несколько снизился, хотя в 2021-м рынок СФО был самым растущим в стране. Это свидетельствует о том, что темпы строительства в сибирских регионах замедлились, ведь местные производители цемента готовы полностью обеспечить строителей высококачественной продукцией в необходимых объемах. Тем более если будет решена проблема контроля и надзора.
Для борьбы с фальсификатом "Искитимцемент" переходит на использование новой мешкотары. / АО ХК "Сибцем"
Читать на сайте RG.RU

- Завод работает стабильно, выполняя все обязательства перед потребителями. Нам удается справляться с вызовами рынка, есть полная уверенность в том, что предприятие сможет выполнить прогнозный годовой план по производству и реализации 1,15 миллиона тонн цемента, - сообщил на пресс-конференции управляющий директор АО "Искитимцемент" Владимир Скакун.

"Искитимцемент" (управляющая компания - АО "ХК "Сибцем") - одно из ведущих профильных предприятий Сибири, которое поставляет продукцию потребителям в Новосибирской и Омской областях и в Алтайском крае. С января по сентябрь завод выпустил 932 тысячи тонн цемента - примерно столько же, сколько в прошлом году, хотя, по оценкам экспертов, в регионах СФО, а также в Бурятии и Забайкалье в целом емкость цементного рынка в 2022-м сократилась на 3,2 процента. Однако предприятию удается сохранять позиции, чему способствует реализация крупных жилищных и инфраструктурных проектов, прежде всего в Новосибирской области. В частности, продукцию "Искитимцемента" используют при строительстве четвертого моста через Обь и ледовой арены в Новосибирске, Восточного обхода областного центра, Центра коллективного пользования "Сибирский кольцевой источник фотонов", при реконструкции аэропорта Толмачево.

В последние месяцы из-за высокой нагрузки на железные дороги перевозка цемента этим видом транспорта сокращается, поэтому предприятие развивает сервис по доставке продукции потребителям собственными цементовозами. И таким образом гарантирует не только высокое качество стройматериала, но и минимальные сроки выполнения заявок, точное планирование графика перевозок и выполнение других условий для постоянных клиентов. Еще одна тенденция - рост спроса на сепарированный цемент: за девять месяцев этого года его отгружено 426 тысяч тонн, или 46 процентов от общего объема выпуска цемента.

- Мы планируем установить еще один сепаратор на цементной мельнице №5, - сообщил Владимир Скакун. - Заключили контракт c производителем в Индии, планируем в следующем году получить оборудование и к началу строительного сезона 2024-го ввести его в эксплуатацию.

Предприятие готово к росту спроса и на "дорожные" цементы, которых за девять месяцев этого года реализовано относительно немного - 37 тысяч тонн. Однако федеральной "Стратегией развития отрасли строительных материалов до 2030 года" предусмотрено, что дороги с цементобетонным покрытием будут составлять половину новых российских трасс. "Мы сертифицировали эти виды цемента, поставили их на поток, научились контролировать качество. Свидетельство тому - участие нашего предприятия в строительстве Восточного обхода Новосибирска", - отметил Владимир Скакун.

В развитие производства предприятие вкладывает немалые средства: инвестиции выросли с 24,5 миллиона рублей в 2016 году до 821 миллиона в 2022-м. Особое внимание уделяется повышению экологической эффективности. Предприятие реализует программу, предусматривающую установку современных рукавных фильтров и замену газовых горелок на вращающихся печах. В этом году такие мероприятия были выполнены на печи №9, затраты составили около 350 миллионов рублей. Установка современных очистных систем обеспечивает снижение выбросов пыли, а сокращение выбросов газообразных веществ происходит за счет повышения эффективности сжигания топлива в газовых горелках. К сентябрю 2023 года будет установлен рукавный фильтр и заменена горелка на вращающейся печи №7. Потом новыми газовыми горелками будут оснащены печи №№6 и 8, также предполагается установить рукавный фильтр на печи №8. Все работы планируется завершить до 2025 года.

Между тем при всех дорогостоящих мероприятиях, направленных на повышение качества продукции и услуг и обеспечение экологической безопасности, мощности "Искитимцемента" остаются загруженными только наполовину. Проблема не только в недостаточном спросе со стороны строителей, но и в большой доле фальсифицированной продукции на рынке. Директор по связям с общественностью АО "ХК "Сибцем" Дарья Мартынкина напомнила о последствиях, которые влечет за собой применение фальсификата. Первое и самое опасное - угроза жизни и здоровью людей, так как поддельный цемент не соответствует ГОСТам и может привести к возникновению серьезных дефектов и даже к обрушению зданий и сооружений. Второе - бюджетные потери, поскольку производитель фальсификата не платит налогов. Наконец, это ущерб добросовестным производителям.

Если раньше продавцов и производителей фальсифицированных стройматериалов мог привлечь к ответственности Росстандарт, то в прошлом году его лишили таких полномочий, чтобы снизить административное давление на бизнес.

- По существу это привело к тому, что рынок строительных материалов, от качества которых зависит безопасность, остался без контроля и надзора. И объем фальсификата в Сибири в этом году вырос на 25 процентов, - отметила Дарья Мартынкина.

Однако есть надежда, что ситуация изменится к лучшему - ожидается принятие поправок в федеральный закон о техническом регулировании, которые позволят вернуть функции контроля и надзора за качеством отдельных видов стройматериалов Росстандарту. По словам Дарьи Мартынкиной, инициативу поддержали Минстрой России и Минпромторг России.

Кстати

Первый признак фальсификата - не соответствующая ГОСТу упаковка, на которой не указан производитель, продавец продукции и их реквизиты. Хотя злоумышленники могут подделать и фирменную заводскую упаковку. Но сейчас компания переходит на использование новой мешкотары, которую фальсифицировать сложнее. Второй признак - несоответствие реального веса указанному на таре - например, за счет добавок "пятидесятикилограммовый" мешок будет весить меньше. Наконец, если расхождение со среднерыночной ценой составляет от 15 процентов, то это тоже серьезный повод насторожиться.

Новосибирская область