03.11.2022 15:26
Общество

Как устроен и работает уральский центр медицины катастроф

Текст:  Ольга Медведева (Екатеринбург)
Два дня потребовалось жителю Артемовского, чтобы понять, что после удара по голове с ним происходит что-то не то. И всего за сорок минут его с уже диагностированной в Артемовской ЦРБ обширной гематомой головного мозга вертолетом доставили к нейрохирургам 23 горбольницы Екатеринбурга. В спасении пациента была задействована бригада Территориального центра медицины катастроф.
Читать на сайте RG.RU
Как работает медицина катастроф на Урале

ТЦМК Свердловской области создан в 1993 году. В 2013 году построено новое здание в Екатеринбурге, где располагается единый диспетчерский центр, вертодром с тремя вертолетами и гараж. Филиалы действуют в Краснотурьинске (там тоже есть вертолет), в Нижнем Тагиле и Ирбите. Также создана трассовая служба, представленная 12 трассовыми пунктами на трех дорогах - Екатеринбург-Пермь, Екатеринбург-Тюмень и Екатеринбург-Курган. Фельдшеры и водители, аттестованные как спасатели, в течение 15-20 минут прибывают к местам крупных ДТП, деблокируют пострадавших и оказывают им помощь.

Долго выбирали день, чтобы подробнее познакомиться с работой центра, и выбрали неудачно: с утра нелетная погода. Бригаду ждут в поселке Арти, а бригада ждет, когда разрешат вылет. Как только распогодится, сигнал выдвигаться врачу и фельдшеру даст врач Наталья Кобзева - она дежурит в оперативно-диспетчерском отделе. Заместитель главврача центра Иван Фролов рассказывает, что дежурство здесь организовано ежедневное и круглосуточное, есть все виды связи, в том числе с федеральными центрами. Его приглушенный голос перебивается объявлениями по рации.

В другом отделе единого центра диспетчеры следят сразу за несколькими мониторами - отслеживают вызовы экстренных служб, сообщения об авариях и пожарах. Не оставляют без внимания и "Скорые" всего региона. "34-летнего мужчину везут с инфарктом в больницу города Верхотурье. Мы понимаем, что в маленькой местной больнице ему не смогут сделать ни ангиографию, ни шунтирование. Выясняем, почему направили пациента туда - говорят, он тяжелый, в шоке, боятся не довезти. Передаем информацию в оперативно-диспетчерский отдел, вертолетом эвакуируем мужчину в Нижний Тагил", - рассказывает Александр Деменев. Опытный врач скорой помощи, он может оценить, насколько серьезный диагноз у пациента, справятся ли с этим случаем коллеги на месте, или стоит организовать консультацию узкого специалиста. А может, и вовсе эвакуировать пострадавшего вертолетом в областной центр!

Тем временем погоды для вылета так и не дали, Наталья Кобзева принимает решение отправлять бригаду наземным транспортом. Несколько минут - и врач Александр Савицкий и фельдшер Андрей Корнев спускаются к машине. Им предстоит эвакуировать в Екатеринбург ребенка с сахарным диабетом.

Как медицинская реабилитация вписалась в систему ОМС

- Здесь детский матрас, специальный транспортный монитор с детскими датчиками и манжетами, аппарат искусственной вентиляции легких, который может проводить ИВЛ от новорожденных до взрослых. Все расходные материалы предназначены для детей, от самых маленьких размеров до больших. Здесь реанимационная укладка с набором лекарственных препаратов, - перечисляет доктор. Машина укомплектована максимально: никто не знает, что потребуется в дороге!

Мы все-таки увидели, как в ТЦМК эвакуируют пациентов вертолетом, но в другой день - ясный и безветренный. Тогда медикам пришлось дважды за сутки лететь в Серов - сначала за ребенком, потом за взрослым. Мы встретили одну бригаду и проводили вторую - вместо наземных пяти часов путь в один конец занял меньше двух. У ТЦМК Свердловской области 38 оборудованных вертолетных площадок по всему региону. Это немало, но все-таки часто приходится садиться на стадионы, открытые пространства - там, где нет деревьев и проводов. В центре надеются, что когда-нибудь удобные площадки оборудуют возле каждой больницы. Иначе пострадавших приходится несколько раз перекладывать из машины в вертолет, из вертолета в машину.

- Тряска, перекладывания, здоровья это не добавляет. Разве что пациентам с пневмонией - из-за тряски отходит мокрота. Остальным лишние шевеления им не нужны, - объясняет Иван Фролов.

Иногда врачи летят, чтобы провести нужную операцию на месте - например, когда нет уверенности, что пациент перенесет полет. Только вот подробностями делятся редко, и обязательно с согласия пациентов: врачебную тайну соблюдают неукоснительно.

Здоровье Екатеринбург