Она рассчитана на 5-10 лет и будет состоять из собственно реестра объектов, необходимых муниципалитетам (школ, детских садов, парков, ФОК, улично-дорожной сети), а также возможных источников финансирования: бюджетов всех уровней, государственно-частного партнерства (ГЧП) и внебюджетных инструментов, например инфраструктурных облигаций.
- На практике мы столкнулись с тем, что муниципалитеты самостоятельно разрабатывают проектную документацию, не имея при этом четкого понимания, попадают ли они в какую-то региональную или федеральную целевую программу. Проходит три года, документы устаревают, приходится начинать все заново. Либо стройка становится дороже. К примеру, от первого предложения по реконструкции школы № 41 в Екатеринбурге до заключения договора концессии с привлечением средств федерального бюджета прошло три года, за это время цена на материалы поднялась на 30 процентов, - поясняет, что подтолкнуло к такой инициативе, руководитель направления ГЧП корпорации "Атомстройкомплекс" Александр Копылов.
И дело не столько в бюрократии, сколько в особенностях бюджетного процесса в России и разных горизонтах планирования у властей и бизнеса. В частности, муниципалитет не может напрямую подать заявку в федеральную программу - только через субъект РФ. А если тот, допустим, решил не увеличивать свои долговые обязательства, то предложение по концессии просто отклонят. При наличии единого реестра соцобъектов можно выстроить работу более эффективно, считают в СОСПП: появится четкое понимание, какие проекты и в какие периоды попадут в госпрограммы, а какие будут реализованы за счет инвесторов.
Заинтересованы в этом как застройщики, которым нужно грамотно распределять свои ресурсы на несколько лет вперед, так и города - для баланса между уже застроенными территориями и новыми. Ну и Свердловская область в целом: развитая инфраструктура - один из факторов, привлекающих инвесторов и квалифицированные кадры, побуждающих молодежь не покидать регион в поисках лучшей доли.
А где молодые семьи, там и дети. Только в Екатеринбурге, по данным мэрии, к 2025 году будет 188 тысяч школьников. Дефицит мест в учебных заведениях составит примерно 60 тысяч, пока проблема решается учебой в две смены, но ведь поставленную правительством РФ задачу перейти на односменный график никто не отменял. За свой счет муниципалитет учебные заведения почти не строит: 90 процентов дает федеральный бюджет. Школа № 41 - первый договор концессии в системе образования региона, возможно, до конца года удастся согласовать второй проект - на улице Советской. Но темпы привлечения инвестиций могут быть гораздо выше, если появится комплексная программа.
В СОСПП готовы провести опрос застройщиков и составить первичный реестр наиболее актуальных площадок, где остро необходима социальная инфраструктура. Так, в Екатеринбурге сразу несколько крупных компаний осваивают районы Широкой Речки, Уктуса, Уралмаша, Пионерского, в том числе строят новые кварталы на месте ветхо-аварийного фонда, частного сектора, бывших промзон. Все они заинтересованы в появлении здесь дорог, школ, детских садов.
В том, что бизнес откликнется, в союзе не сомневаются: в 2019-м уже была попытка собрать такие данные, в результате администрация Екатеринбурга составила карту, наглядно показавшую, где выше всего спрос на социалку. К сожалению, дальше изучения спроса тогда не пошли, однако сегодня застройщики настроены решительно. Первую редакцию реестра доработают с муниципалитетами, в которых наиболее активно вводится жилье, и региональным минстроем, ранжируют объекты по степени важности, подберут разные модели софинансирования.
- Задача непростая, но реальная. Комфортной может быть только многофункциональная среда, которая позволяет получать максимум услуг вблизи дома и обеспечивает транспортную доступность. Инфраструктура может появиться чуть позже жилья, но у девелоперов и жителей должна быть достоверная информация о сроках, - подчеркивает Валерий Ананьев, генеральный директор компании "Атомстройкомплекс", глава комитета по строительству СОСПП.
Предложение СОСПП вынесли на обсуждение профсообщества на международном строительном форуме 100+ TechnoBuild, который недавно прошел в Екатеринбурге. В целом коллеги идею одобрили, но попросили продумать несколько моментов.
- Надо понять, какой правовой статус будет у реестра. Может быть, сделать его приложением к стратегическим планам развития города, административных районов? Тогда вся цепочка срастается, - рассуждает Андрей Рогов, представитель федеральной девелоперской группы.
- Необходимо определиться, кто при большом количестве заинтересованных сторон мог бы взять на себя ответственность за всю технологическую цепочку. Реестр - это не просто перечень объектов, это технология, то есть должны быть расставлены приоритеты, обеспечено участие в программах со сроками и деньгами. А помогать в этой работе готовы все, - считает вице-президент Российской гильдии управляющих и девелоперов Андрей Бриль.
Кстати
Предложение СОСПП вполне отвечает федеральному тренду: согласно новой программе "Строительство", которая стартует с 1 января 2023 года, отрасль переходит от ежегодного к пятилетнему планированию государственных инвестиций. Кроме того, предусмотрено формирование перечня укрупненных инвестпроектов. Сроки принятия решений должны сократиться, в том числе за счет исключения избыточных процедур, как и число бюджетных недостроев. Такие же подходы правительство рекомендует выдерживать регионам.