04.11.2022 22:02
Общество

Дмитриевская родительская суббота: зачем поминать близких и как это сделать

Текст:  Мария Городова
Дмитриевская родительская суббота (правильнее говорить, как в Церкви - Димитриевская, или Димитриева родительская суббота) - особый день поминовения всех усопших воинов, погибших за веру и отечество. Вспоминают в храмах на Димитриевскую и усопших близких, а также всех, скончавшихся внезапно, то есть не получивших перед смертью молитвенного напутствия в жизнь вечную. Но откуда название Димитриевская? Почему так важно молиться за усопших? И как правильно этот день провести?
/ Владимир Астапкович / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Эпиграфом к Димитриевской родительской субботе, называемой в народе еще Дедов день, которую в 2022 году мы отмечаем 5 ноября, могли бы стать гениальные строчки Пушкина.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

(На них основано от века,

По воле Бога самого,

Самостоянье человека,

Залог величия его.)

И хотя прямого упоминания Димитриевской, да и любой другой родительской субботы, в пушкинских строчках нет, по сути, они объясняют, зачем нужны такие памятные вехи.

Сегодня политологи формулируют ту же мысль чуть иначе: человек, не интересующийся своими предками, историей своего народа, оказывается подвешенным в безвоздушном пространстве. Не опираясь на опыт - семейный, родовой, национальный, он легко гибнет, и если таких, оторванных от корней, становится много, общество обречено на вырождение.

Итак, в 1380 году, 8 сентября (21 сентября по новому стилю), великий князь московский и владимирский Дмитрий Иоаннович Донской одержал победу над ордынским войском под началом хана Мамая. Знаменитая битва произошла на Куликовом поле. Бой был затяжной, кровавый, по свидетельству летописцев, кони уже не могли не ступать по трупам - не оставалось чистого места. Русские ратники почти из всех земель Северо-Восточной Руси сражались не просто храбро - "не щадя живота своего", войско Мамая было полностью разгромлено. Да, татаро-монгольское иго не пало и длилось еще столетье, но победа на Куликовом поле нанесла мощный удар по доселе несокрушимой Золотой орде.

Сразу после победы на Куликовом поле Дмитрий Донской отправляется в Троице-Сергиев монастырь к Сергию Радонежскому - его настоятелю. Именно отец Сергий, великий русский святой, благословил Дмитрия Донского на брань с ордынцами. Больше того, в битве участвовали и два инока монастыря - богатыри Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Оба погибли как герои.

По-видимому, осенью 1380 года в Троице-Сергиевом монастыре и было положено начало поминать павших воинов в субботу, предшествующую дню святого великомученика Димитрия Солунского. Почему именно так? Во-первых, в Церкви не принято поминовение усопших в воскресенье: этот день недели даже по названию напоминает нам о Воскресении Христа, а в субботний день Сам Иисус находился во гробе, поэтому даты всеобщего поминовения усопших - это, как правило, именно субботы. Во-вторых, Дмитрий Донской получил свое имя в честь великомученика Димитрия Солунского, чрезвычайно почитаемого на Руси в то время. День памяти святого великомученика Димитрия Солунского, а значит, день ангела Дмитрия Донского - 26 октября (8 ноября по новому стилю). Поэтому днем поминовения воинов, отдавших жизнь на поле брани, и была выбрана суббота, предшествующая именинам Дмитрия Донского, то есть суббота, предшествующая 8 ноября. Каждый год дата тут разная, день один - субботний. А логика у Дмитрия Донского была простая и величественная: прежде чем праздновать свои именины, помянем усопших, тех, кто своею смертью даровал тебе жизнь.

После первого поминовения павших на Куликовом поле бояре высказали великому князю Дмитрию Иоанновичу пожелание на будущее: и впредь "память творити, кто сложил голову свою".

Шли годы, новые битвы за землю русскую, новые тысячи воинов, принявших смерть за веру, за Родину. В XVI веке царь Иоанн Васильевич Грозный узаконил Димитриевскую субботу, повелев "петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить". День прижился, народ поминал на Димитриевскую и воинов, и родных. Говорили: "На дедовой неделе и родители вздохнут", "Димитриева суббота - кутейникам (то есть тем, кто варит поминальную кутью) работа" - и это не единственные поговорки на тему дня. В 1903 году был издан императорский указ: панихиды на Димитриеву субботу служить и в войсковых частях - по воинам "за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим".

В наше время в день Дмитриевской субботы особо поминают не только воинов, но и всех умерших скоропостижной смертью, то есть тех, кто "не был напутствован в жизнь вечную молитвами святой Церкви", ну и про ушедших родственников не забывают.

Но почему так важно молиться за усопших? Вот как отвечал на этот вопрос известный старец архимандрит Кирилл (Павлов): "Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от грехов, и такие оказываются виновными пред Правосудием Божиим. В то же время мы знаем, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых - они могут помочь изменить их посмертную участь. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире". То есть души умерших нуждаются в нашей молитве - как мы, живущие на земле, нуждаемся в еде и питье. Но и для нас - и это тоже нужно понять! - наша молитва за усопших не менее важна. Как учит святой Иоанн Дамаскин, каждый, кто молится и борется за спасение другого, приносит пользу прежде всего самому себе, а только потом ближнему.

Почему праздник Казанской Божьей Матери стал Днем народного единства

В храмах по усопшим священники тайно читают особую молитву. Сегодня мы раскроем ее смысл. Сначала, как обычно, в молитве констатируется, к Кому мы обращаемся: "Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый!", что в переводе с церковнославянского звучит так: "Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь миру Твоему даровавший!". Дальше в молитве, читаемой тайно, священник просит: "Сам Господи, упокой души усопших рабов Твоих (имена), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание". То есть священник просит: "Сам, Господи, упокой души усопших рабов Своих (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание". И затем просьба о прощении грехов умершего, просьба, содержащая оправдание всем нам: "Всякое согрешение, содеянное ими, словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина". "Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя - правда навек и слово Твое - истина".

Простой текст, ничего лишнего - емкое изложение того, чего хочет потерявший близкого, на что он надеется. И перепоручив посмертную участь усопшего Тому, Чья милость и любовь несравнимо больше людских милосердия и любви, молящийся реально ощущает не просто облегчение, но и то, что любовь простирается за границы земного мира. Молитва - проводник, по которому устремляется ток нашей любви.

Но как правильно провести Димитриевскую родительскую субботу? Богослужение по усопшим начинается в пятницу вечером, когда в храмах служат великую панихиду (по-гречески "парастас"), а в субботу утром служится заупокойная литургия и после нее общая панихида. Для церковного поминовения на парастас и отдельно на литургию пишут записки с именами усопших. Имена надо писать крупно, разборчиво, в родительном падеже, в полном варианте (не Сашу, а Александра), в церковном написании (Татиану, Алексия). Есть традиция в день поминовения приносить в храм еду - "на канон" (или "на канун"), то есть оставлять ее на столе рядом с каноном - местом, где зажигают свечи по усопшим. Раньше поминки были общими: за большим столом сообща поминали всех усопших, сегодня продукты, приносимые в храм, отдают нуждающимся. И надо помнить, что нам всегда доступен еще один важный способ почтить память близких - милостыня.

Религия