"Разрешение добычи новых нефтяных и газовых ресурсов в Великобритании является непристойной и геноцидной политикой, которая убьет наших детей и обречет человечество на забвение", - отмечается на сайте группы.
"Научные данные недвусмысленны: изменение климата представляет собой угрозу благополучию людей и здоровью планеты. Любая дальнейшая задержка согласованных глобальных действий приведет к тому, что пригодное для жизни будущее быстро исчезнет", - утверждают представители Just Stop Oil. "Через восемь лет нам нужно полностью отказаться от ископаемого топлива. Переход потребует огромных инвестиций в чистые технологии, возобновляемые источники энергии и хранение энергии, но это невозможно сделать при нынешнем уровне потребления энергии", - уверены активисты.
И чтобы привлечь внимание к проблеме активисты в середине октября облили томатным супом картину Винсента Ван Гога "Подсолнухи" в Национальной галерее Лондона. Шедевр не пострадал, поскольку был защищен стеклом, однако некоторые повреждения получила рама картины, за что двух девушек, устроивших эту акцию, оштрафовали на 5 тысяч фунтов стерлингов. Затем их "коллеги" бросили шоколадный торт в лицо восковой фигуры короля Великобритании Карла III в музее мадам Тюссо. Кроме того, активисты Just Stop Oil неоднократно обливали в октябре краской различные магазины: Rolex, Bentley, Bugatti и Ferrari. Нападениям также подверглись здания МВД Великобритании, службы контрразведки МИ-5, Банка Англии и медиахолдинга News Corporation в Лондоне. И это помимо ставших уже привычными попыток перекрыть движение на дорогах. Только в минувшем месяцев британская полиция задержала порядка 600 представителей движения Just Stop Oil.
Но их пример оказался заразительным. В Германии экоактивисты из движения Letzte Generation ("Последнее поколение") в музее "Барберини" в Потсдаме облили картофельным пюре картину Клода Моне из серии "Стога сена". А в Берлине их соратники приклеили себя к скелету динозавра в Музее естествознания. "Жертву" вандалы выбрали не случайно: они убеждены, что если человечество не будет бороться с изменением климата, то оно рискует повторить судьбу древних рептилий, исчезнувших с лица Земли миллионы лет назад.
В Нидерландах в художественной галерее Маурицхейс в Гааге активисты из все того же объединения Just Stop Oil приклеили себя к картине из Яна Вермеера "Девушка с жемчужной сережкой".
В Риме вандалы из "Последнего поколения" облили гороховым супом "Сеятеля" Винсента Ван Гога в Палаццо Бонапарте.
В Мадриде представители организации Futuro Vegetal приклеили себя к рамам картин Франсиско Гойи "Маха одетая" и "Маха обнаженная" в Национальном музее Прадо в Мадриде.
Впрочем, подобное происходит не только в Европе. В Австралии, в пригороде Мельбурна, например, мужчина и женщина из Extinction Rebellion в знак протеста приклеили свои руки к защитному стеклянному экрану картины Пикассо "Резня в Корее", а перед собой разместили плакат с надписью: "Климатический хаос = война+голод".
Подобные инциденты происходили и ранее. В той же Национальной галерее в Лондоне экоактивисты еще летом решили дорисовать картину Джона Констебла, в Королевской академии Лондона они приклеивали себя к "Тайной вечере" Леонардо да Винчи.
Так почему же борцы за экологию столь агрессивно относятся к произведениям искусства? Большинство из них просто пользуются шумихой, которую подняли представители Just Stop Oil, потому что музеи и картинные галереи не имеют в большинстве случаев никакого отношения к загрязнению природы. Исключение представляет собой Национальная галерея в Лондоне, которая первой подверглась атакам вандалов. Дело в том, что среди главных меценатов музея есть семейство Гетти, которое заработало состояние на добыче нефти. И хотя Эйлин Гетти, внучка основателя Getty Oil, подарила Just Stop Oil один миллион долларов, это не спасло галерею от нападений, как и другие музеи, где спонсорами выступают корпорации, занимающиеся добычей ископаемого топлива. "Капиталистический Запад одержим денежной стоимостью вещей, а не тем, что мы действительно должны ценить", - утверждают в объединении.
Правда, по-настоящему портить картины экоактивисты не спешат, все шедевры, подвергшиеся атакам, были защищены специальными стеклами, больше страдали рамы и стены музеев, к которым те себя приклеивали. Но, как отмечают эксперты, это только вопрос времени, когда активисты, пытающиеся привлечь внимание к проблемам с экологией, превратятся в настоящих вандалов, когда безвозвратно уничтожат какую-либо картину. И тогда отношение к ни будет совсем иное.