С одной стороны, действующий французский президент не так прост, как может показаться. В начале ноября премьер-министр Элизабет Борн показала оппозиционным партиям один из главных "козырей" команды Макрона - статью Конституции №49-3. Данная статья позволяет проводить законы вовсе без голосования парламентариев Национального собрания, их роль в таком сценарии более, чем скромная: наблюдать, как доктрина "рационального парламентаризма" легитимно попирает демократию. Таким образом, правительство приняло новый бюджет без какого-либо согласования с оппозиционно настроенными коллегами.
Есть ли лимит на использование такого козырного туза? Вовсе нет. Более того, статья №49-3 полюбилась многим французским лидерам, а абсолютным рекордсменом по демократическо-тоталитарному продвижению законов стало правительство Франсуа Миттерана - 28 случаев применения данного "оружия" против демократии. Кстати говоря, Миттеран практиковал роспуск парламента и проведение досрочных выборов в начале двух семилетних президентских сроков. Оба раза ему удавалось заполучить желанное парламентское большинство в начале срока на ближайшие пять лет, но оба раза он подходил к следующим парламентским выборам уже не с такой поддержкой, какая была в начале.
Итак, лимита на применение удобной статьи у команды Макрона нет: сегодня метод уже опробован Элизабет Борн, и новый бюджет принят. А впереди - еще более острый вопрос пенсионной реформы…Не стоит забывать, что как французские левые, так и правые вовсе не отличаются ангельским терпением, и в их руках есть иной "козырь" - резолюция порицания. Правда, справедливости ради, в отличие от статьи №49-3, эта карта применялась на практике далеко не так часто и пока что ни разу не сыграла так, как хотелось бы оппозиции.
Учитывая, что в данный момент Макрон уже утратил львиную долю лояльности избирателей, отдавших в мае за него свой голос, вряд ли он рискнет распустить парламент и сыграть ва-банк, объявив досрочные выборы: их результаты могут быть еще более неутешительными для бывшего банкира, нежели итоги летнего голосования. В то же время, в случае, если оппозиция сможет набрать необходимое количество голосов для резолюции порицания, право роспуска Национального собрания станет спасательным кругом для Макрона, как когда-то и для Шарля де Голля, оказавшегося в подобной ситуации из-за непопулярной реформы о всеобщих выборах.
Таким образом, участь правительства Макрона во многом зависит от способности оппозиции объединяться и забывать политические разногласия во имя общей цели. Решающую роль в этом эпизоде парламентской войны может сыграть новый лидер "Национального объединения". 27-летний Джордан Барделла настроен решительно. Острый на язык и амбициозный выходец из трущоб Парижа, не получивший высшее образование - вот такой преемник Ле Пен продолжит гнуть ту же политическую линию. Он уже призвал всех оппозиционеров объединиться ради одной цели - отставки правительства Макрона или, как минимум, укрепления оппозиции в парламенте.
Сможет ли Барделла осуществить на деле свой план по продвижению "Национального объединения" к покоям Елисейского дворца? Об этом еще рано судить: не прошло и месяца с момента его вступления в должность. Тем не менее, нет никаких сомнений, что сегодня положение Макрона - шаткая пирамида, не имеющая достаточного количества мандатов, зато активно подтачиваемая укрепляющимися оппозиционерами.
Роспуск парламента станет крайней мерой, на которую пойдет президент, когда оппозиция загонит его в угол. Пока что этого не случилось, но беззастенчивое использование французской Конституции в своих целях и невнимательность к риторике своих противников могут положить конец политическому пути Макрона, который и так уже выглядит скользким.