Поправка на масштаб
Представители бизнес-сообщества констатировали, что ситуация остается непростой и сейчас. Несмотря на активный интерес новых потенциальных покупателей и их готовность приобретать российские товары, проблем все равно достаточно. Это и расчеты в национальных валютах - ведь ни американский доллар, ни привычные евро теперь для этого не подходят, - и логистические цепочки, которые из-за антироссийских санкций оказались нарушены, и необходимость заново позиционировать свою продукцию в ряде стран, где о ней еще не слышали. Однако назвать эту ситуацию блокадой ни крупные экспортеры - флагманы отечественного АПК и промышленности, ни представители малого бизнеса, которые все активнее пробуют свои силы в международной торговле, не могут.
Примечательно, что на Всероссийском экспортном форуме "Сделано в России" глава Российского экспортного центра Вероника Никишина сказала буквально о том же самом. По ее словам, если блокада и существует, то отечественные экспортеры успешно ее прорывают.
- Надо сказать, что экспортировать нашу продукцию никогда не было просто, - отметила Вероника Никишина. - Но даже теперь, когда настолько усложнились и логистика, и система расчетов и платежей, Россия продолжает экспортировать 1200 позиций. Для сравнения: до последних событий этот показатель составлял немногим больше - 1230 позиций.
Покупатели российских товаров располагаются в 200 странах мира, и, как отмечает глава Российского экспортного центра, интерес к производителям и их продукции остается даже в тех государствах, которые в свете последних событий перестали быть дружественными.
- И они все равно ищут способы, как приобретать нужную им продукцию, - констатировала Вероника Никишина.
На вопрос о том, как же в новых непредсказуемых условиях чувствует себя российский бизнес, который уже вышел на мировой рынок, эксперт ответила без оценок.
- Назову лишь вот такой факт: наши производители-экспортеры из среднего бизнеса перешли в крупный, что, казалось бы, вообще невозможно, - отметила она. - Но так складывается ситуация. Конечно, причиной тому и активность самого бизнеса, и наша поддержка.
Помимо уже известных каждому потенциальному экспортеру мер, сейчас РЭЦ предлагает и новые - это и страхование от неплатежа за товар, и вывод продукции на семь международных маркетплейсов, и много чего еще. При этом наряду с поддержкой уже сформировавших пул зарубежных покупателей экспортеров большие надежды возлагаются и на малый бизнес. В регионах подобных примеров - множество. Так, глава Белгородского центра поддержки экспорта Сергей Майлатов поясняет, что в нынешней политической ситуации среднему и малому бизнесу в некоторой степени даже проще выйти на зарубежные рынки: зачастую их не ассоциируют со страной-производителем, оценивая только продукцию. А ее качество говорит само за себя.
Картина маслом
Яркий пример отрасли, которая буквально совершила прорыв и заявила о себе на мировом рынке, как ни одна другая, - российский агропромышленный комплекс. Регионы-житницы реализуют в другие страны не только зерно, как многие обыватели привыкли думать, но и все то, что производится на отечественном рынке в избытке. На том же форуме замминистра сельского хозяйства РФ Оксана Лут, отметив, что россияне по праву могут гордиться собственным сельским хозяйством, подчеркнула: продукты питания должны быть вне всяких санкций. Иное попросту негуманно.
- К нынешней ситуации мы подошли достаточно подготовленными, - продолжила она. - Мы можем кормить не только себя, но и другие страны. И, несмотря на ряд сложностей, главное - у нас есть товар, и этот товар хороший и нужный.
Российские продукты питания всегда продавались в страны Африки и Средней Азии, и теперь, когда эти государства остались дружественными не только РФ, но и ее производителям, а некоторые оппоненты, наоборот, демонстративно ушли с их рынка, российский бизнес имеет все шансы занять и эти ниши.
Впрочем, в самих регионах, специализирующихся на экспорте продовольствия, ситуацию называют стабильной. Так, Липецкая область, где общий объем производства АПК превышает 176 миллиардов рублей и продолжает расти, по-прежнему поставляет продукты питания в 50 стран мира.
При этом тренды в торговле продовольствием такие же, как и в экспорте в целом. За девять месяцев года уверенный рост показал экспорт растительных масел. В Минсельхозе страны подсчитали, что объем поставки за рубеж превысил 700 тысяч тонн, и это на 29 процентов больше, чем в минувшем году. Ожидаемо львиную долю в этом объеме занимает подсолнечное масло - 68 процентов. Рапсовое и соевое масло российского производства тоже набирают популярность за границей, их доли в объеме экспортных поставок - 19 и 13 процентов соответственно. Почти половину - 42 процента - отечественного масла на мировом рынке приобретает Турция. При этом число регионов-экспортеров этого продукта в Черноземье пополняется. Наряду с белгородским масложировым холдингом, чья продукция уже давно стала российским брендом, на мировой рынок выходят курские производители. Так, совсем недавно из Соловьиного края экспортировали первую партию рапсового масла в Китай.
Как на выставке
Строительные материалы, оборудование для производственных линий разных отраслей, продукция фармации, в том числе ветеринарных препаратов, краски и другая продукция химического кластера, а также косметика и даже детские игрушки - перечень продукции, продававшейся за рубеж только из черноземных регионов страны, можно продолжать еще очень долго. Эксперты отмечают: часть этих экспортеров, конечно же, пострадала от санкций. Особенно те предприятия, которые до последних событий не просто торговали на украинском рынке, но и сотрудничали с производителями соседнего государства. Такое деловое партнерство сразу же прекратилось, однако вместе с былыми кооперационными связями российские производители потеряли и деньги. Кто-то перечислял их в качестве авансового платежа, кто-то, доверяя партнерам, помогал им финансово, теперь же без значительных сумм сложно вести бизнес, уже вышедший на международный рынок.
Впрочем, как отмечают белгородские эксперты, даже в приграничном регионе, который теперь считается и прифронтовым, есть что предложить зарубежным рынкам. Так, здесь продолжают свои поставки за границу производители зубных материалов, химической продукции, фармации, а также холодильного оборудования. К слову, последнее настолько востребовано на мировом рынке, что в число "Экспортеров года" в России в целом вошла орловская компания, которая выпускает холодильники-витрины для прохладительных напитков. Примечательно, что клиенты этого производителя - крупнейшие игроки пищевой промышленности.
Так или иначе, востребованные на мировом рынке российские товары будут продаваться и дальше. В региональных центрах поддержки экспорта отмечают, что экономика рано или поздно выиграет у ничем не подкрепленных политических амбиций, - важно только в этот самый момент быть готовым и предложить необходимый покупателям товар.