- Система включает в себя бортовой компьютер, в системный блок которого вмонтирован аналого-цифровой преобразователь, и датчики. Последние контролируют траекторию хода судна, скорость, время и пространство, в котором оно движется. Программа определяет ледовые условия и выбирает оптимальную тактику движения судна "набегами", - рассказал младший научный сотрудник НГТУ Андрей Себин.
Разработчики подчеркивают, что эта программа в перспективе станет частью системы беспилотного судовождения - будущего морских транспортных перевозок. Это направление сегодня успешно развивается в России. В первом полугодии 2023 года на Балтике предполагается испытать еще одну новейшую разработку - комплекс видеонаблюдения, обеспечивающий автономное судовождение. Речь идет об оптическом наблюдении за автономными судами в море, которое необходимо для безопасности вождения кораблей в тех районах моря, где их особенно много. Для обработки видеоизображения будут применяться технологии машинного зрения и искусственный интеллект.
С мая по июль 2022 года в России было совершено 52 перехода кораблей в автономном режиме, сообщил генеральный директор "Ситроникс КТ" Андрей Родионов на Морском конгрессе в Москве. Некоторые из них управляли караванами судов. В подобных технологиях нуждаются крупные судоходные компании, работа которых подразумевает передвижение транспортных, ледовых и дноуглубительных судов. Такой караван представляет из себя судно-"матку" с пультом управления, за которым выстраиваются другие суда.
По словам Андрея Родионова, на 2023 год запланирован выход в море в автономном режиме паромов "Маршал Рокоссовский" и "Генерал Черняховский", которые сегодня работают на линии Санкт-Петербург - Калининград.
В 2021 году Российский федеральный ядерный центр Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) и Крыловский государственный научный центр начали разработку цифровой модели безэкипажного судна, которое предполагается использовать для перевозки руды с месторождения на острове Южный архипелага Новая Земля в морской порт Мурманск. Согласно проекту разработчиков, на Южном будет создан для этого специализированный портовый комплекс.
Эксперты подчеркивают, что в будущем автономное судовождение сделает перевозку грузов по морю значительно более безопасной. Сегодня более 90 процентов морских аварий вызваны ошибками членов экипажей судов. Моряки в рейсах вынуждены работать без выходных, спят мало и неполноценно, месяцами не имеют возможности сойти на берег, работают на пределе, при постоянном переутомлении и стрессе, часто заболевают и травмируются во время рейсов. При этом габариты, осадка, скорость, интенсивность движения судов растут - а значит, увеличиваются и требования к экипажам. Автономное судовождение позволит избавить моряков от каторжного труда в рейсах, а судовладельцы смогут сэкономить до 40 процентов расходов за счет сокращения энергозатрат на отопление, вентиляцию, кондиционирование, прачечную и камбуз.