08.11.2022 16:08
Культура

Как деятели культуры откликнулись на события последних месяцев

Текст:  Марина Порошина (Екатеринбург)
Российская газета - Неделя - Урал: №253 (8901)
В Екатеринбург приехала поэтесса, военный корреспондент и организатор гуманитарных конвоев в Донбасс Анна Долгарева.
"Мы победили, и вы победите!" - подбадривает ополченца из 2014-го солдат Великой Отечественной. / Архив Сергея Мажарова
Читать на сайте RG.RU

Еще до начала встречи бросилось в глаза: немаленький конференц-зал Храма-на-Крови был переполнен, а люди все шли и шли. Те, кто не смог протиснуться в зал, сидели и стояли в холле, при том что информации о творческой встрече просочилось немного. И второе - Анну сопровождали телохранители. Ее, много лет работающую на линии фронта, в сугубо тыловом городе Екатеринбурге охраняли, поскольку некие анонимные обитатели специально созданного по такому случаю телеграм-канала предложили гостью "поджечь прямо в конференц-зале" или "хотя бы устроить уникальный перформанс" - "любая, пусть даже самая мелкая пакость против нее будет расцениваться как подвиг". Но мелких пакостников, готовых на большой "подвиг", так и не нашлось. На саму Анну эта новость ожидаемо не произвела впечатления, а те, кто пришел, выражали благодарность, плакали, когда она читала свои стихи, и задавали вопросы.

Их оказалось много, едва ли не больше, чем прозвучавших стихотворений. Сперва они были личными, а потом, все отдаляя горизонт, стали экзистенциальными. Как не бояться смерти? Смогут ли вновь приспособиться к мирной жизни вернувшиеся с войны? Там, на передовой, верят в победу, когда против нас ополчилось полмира? Мы с украинцами уже никогда не будем братьями, как раньше? Анна старалась отвечать честно, без пафоса и многословия. Видно, она и сама для себя уже искала ответы. Странное впечатление: хрупкая, нежная, юная, воплощенная муза поэзии, которая в последние годы чаще надевает бронежилет и каску, чем платье и туфельки, вдруг стала ответственной за оглашение правды, необходимой всем.

…Совпадение, но в тот же вечер после встречи с Анной Долгаревой я попала на репетицию нового спектакля в народном театре драмы имени Григория Гецова (коллектив работает в ДК железнодорожников и в этом году отметил свой 105-й день рождения). Премьера постановки "Я все хочу исправить" назначена на середину ноября, а пока Сергей Мажаров, автор пьесы, исполнитель одной из главных ролей и режиссер, собрал "своих" зрителей, чтобы услышать первые отзывы, важные для дальнейшей работы, - да, в театре так принято.

Все совпадения, как водится, не случайны. Вот и будущий спектакль - о событиях на Украине. Пьеса написана два года назад, но стала только актуальнее. Это история невозможной, но состоявшейся встречи двух русских солдат во время боев на Саур-могиле. Только ополченец Петр Федорович Марченко с позывным Мазай ведет свой бой в 2014 году, а сержант Красной Армии Василий Харитонович Семенов - в 1943-м. В финале, прикрывая друг друга, они палят из автоматов по наступающим.

На Урале добровольцы-контрактники попросили отправить их в зону СВО

- Это чьи фашисты идут, твои или мои?

- Да какая разница! Мы победили, и вы победите!

Но прежде был тяжелый и честный разговор о том, как вышло, что сегодня воюют не с общим врагом, а друг с другом два некогда братских народа. Кто и зачем этого хотел, кто и почему допустил? Как быть, если сегодняшний солдат не знает, какой должна быть его Победа, и где тот условный рейхстаг, где он сможет расписаться? Вопросы, задаваемые в спектакле, неимоверно сложны, но ответ на них следует найти, иначе нам не победить, не исправить историческую ошибку, за которую теперь платят кровью.

- Мы все хотим исправить. Мы верим в победу, как в Бога. Верить сложнее, не верить проще. Да только вера - она ведет за собой, а с безверием, как в проруби, - не знаешь, куда прибиться, - говорит герой Сергея Мажарова.

Автор за свои слова отвечает: его Мазай одет в тот самый потрепанный камуфляж, в котором в далекие девяностые тогдашний боец Свердловского ОМОНа Мажаров воевал в Чечне.

В вечер трудных вопросов и ответов у меня возник свой, безответный. Почему встречу с поэтессой проводит епархия в зале своего храма и народ стеной стоит, чтобы послушать важного для него человека, а напротив в полной тишине и безлюдье прозябает огромный киноконцертный театр "Космос", городское учреждение культуры? Почему спектакль о Донбассе ставят в самодеятельном театре, а прочие бюджетные-государственные в эти же дни отметились премьерами "Трех толстяков", "Маскарада" и "Анны Карениной"? Почему фотовыставку о событиях на Украине привозят в Екатеринбург донецкие студенты? Про выставку художников, отразивших перемены в мире, кто-нибудь что-то слышал? Документальные фильмы, снятые в пекле СВО и показанные на недавно прошедшем фестивале "Россия", где-то можно сейчас посмотреть?

Подобные вопросы задает в своем блоге и Захар Прилепин, только уже в масштабах страны, рассказывая о посвященном спецоперации поэтическом вечере ZOV, состоявшемся в Москве (орфография автора сохранена): "Долго это еще продлится? Можно ли распространить мобилизацию (хотя бы культурную) - и на культурные институции тоже? Можно хотя бы с них отчет спросить о проделанной за полгода работе в этом направлении? Где? Все? Остальные? У которых это - непосредственная задача и профессиональная деятельность?"

Эстонцы затравили певицу Анне Вески за заслуги перед советской культурой

Возможно, ответ дал режиссер Валерий Тимощенко, автор представленного на фестивале "Россия" очень непростого для восприятия фильма "Донбасс. Резервный полк" о простых людях разных профессий, ставших солдатами в 2014-м.

- Ни один канал пока не выразил готовность показать нашу картину, - с горечью признался Валерий Тимощенко. - И еще, оказывается, это опасная тема для тех, кто снимает такое кино, и не только там, где прилеты, но и здесь, в мирной жизни. Мы не вписываемся в культурную повестку.

"С твоим талантом стыдно спать, еще стыдней в годину горя красу долин, небес и моря, и ласку милой воспевать… - еще в середине позапрошлого века укорял Поэта некрасовский Гражданин и восклицал: - Но нужно, нужно нам граждан! Но где ж они?.."

И все же запрос на изменение культурной повестки есть, люди перестают понимать корпоративное молчание служителей муз при нарастающем грохоте пушек. Некрасова бы почитали, что ли. Из школьной программы.

Екатеринбург Литература