Как изменится расписание
Уроков у старшеклассников не станет ни больше, ни меньше. Недельная учебная нагрузка сохранится. У выпускников останутся все профильные, а также пять общеобразовательных предметов: история, обществознание, литература, математика и физкультура для укрепления здоровья. Дополнительно к ним добавятся практикумы по предметам, выбранным 11-классником для сдачи ЕГЭ и по русскому языку, экзамен по которому является обязательным. В расписании уроков они займут место предметов, изучение которых завершится к февралю.
Практикумы как новый формат учебы
Главный принцип практикумов: детальный разбор уже пройденной темы, решение заданий, которые когда-то встречались в ЕГЭ, коллегиальное обсуждение сложных тем. Формат их может быть самым разным.
Как рассказала "РГ" заместитель руководителя департамента образования и науки Москвы Наталия Киселева, идею введения практикумов подсказали лучшие школы столицы, которые практиковали проекты "Сто дней до ЕГЭ" по подготовке выпускных классов к экзамену, где акцент делался на повторении пройденного за годы школы учебного материала, а также выявлении пробелов в знаниях ребят.
"Например, год назад в ЕГЭ по русскому языку было изменено одно задание, в него включили тему из 6-го класса по определению стилей и жанров текстов. И мы увидели, как много ребят потеряли высокие баллы лишь потому, что своевременно не повторили этот раздел школьной программы, пропустили или невнимательно отнеслись к заранее публикуемым демонстрационным вариантам экзаменов, - объясняет она. - Поэтому в ходе разработки пилотного проекта мы сочли обязательным на практикумах повторение разделов, по которым на экзаменах делается больше всего ошибок, включение сложных заданий".
Какие предметы уйдут
В каждом классе, в зависимости от специализации, завершатся разные предметы. Например, если это медицинский класс и профильные предметы биология и химия, то у ребят завершатся история, география, физика. Если класс инженерный, где профильные предметы физика и математика, завершатся история, география, химия и биология.
У классов с гуманитарной направленностью, где основные предметы, например, обществознание и история, завершатся уроки по химии, физике, биологии и географии. Уроки русского языка продолжатся в формате практикумов.
"В 10 и 11 классах этот предмет построен на повторении пройденного школьного курса, - говорит Наталия Киселева. - Поэтому часто ученики сдают ЕГЭ по русскому после 10-го, не дожидаясь 11-го класса. В рамках новой системы подготовки на практикумы по русскому языку будет выделено больше времени, чем в обычном учебном плане 11-го класса на предмет "русский язык".
Расформируют ли классы?
Проще всего работа будет с предпрофессиональными классами, где все дети ориентированы на одни и те же профильные предметы. Что касается оставшихся универсальных классов, то пилотный проект позволит объединить ребят по выбранным предметам в рамках одной параллели или школы старшеклассников.
"Ребятам и учителям это сэкономит время, а родителям, возможно, не придется нанимать репетиторов, так как углубленные знания и системное повторение школьных курсов ученики получат на уроках и практикумах", - считает Киселева. А для того чтобы всем школьникам было комфортно, их разделят на группы.
Для этого с 26 ноября проведут единые городские контрольные работы в формате ЕГЭ в пунктах проведения экзамена (ППЭ). Сначала по русскому языку, потом по профильной математике. Затем уже на территории самих школ по всем предметам по выбору, а потом снова в ППЭ по информатике и устной части английского языка. Это станет хорошей тренировкой, которая поможет сориентировать, в какую группу - базовую или продвинутую - лучше идти на практикумы.
Кто будет учить
400 школ, участников пилотного проекта, уже начали перестраивать образовательный процесс. А их преподавателей, которые займутся проведением практикумов, обучат на практикумах-тренингах проводить дискуссии, обсуждать спорные моменты и проч.
Павел Терехов, победитель конкурса "Директор года России-2022", руководитель школы "Покровский квартал":
- Результат каждого ребенка на экзамене - это в первую очередь ответственность школы. Мы и раньше уделяли большое внимание организации процесса подготовки к ЕГЭ, старались учитывать потребности каждого нашего выпускника. Ежегодно наблюдали ситуацию, в которой наши 11-классники, переживая из-за своих результатов, выбирали заочный формат изучения непрофильных предметов в рамках очно-заочного обучения, записывались на различные внешние онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ, а также нанимали репетиторов. В этом учебном году в рамках пилотного проекта по созданию дополнительных условий повышения качества подготовки к ЕГЭ мы сможем более системно подойти к этому вопросу. Мы уже наметили шаги реализации проекта от потребности каждого школьника к его результату. Собрали информацию о выборе экзаменов школьниками. Сейчас находимся на стадии формирования групп по подготовке к экзаменам, причем главная идея состоит в том, что эти группы должны различаться по уровню подготовки и притязаний конкретного ученика. С нашей точки зрения, благодаря системности описанной модели школа станет основным местом качественной подготовки к экзаменам.
Виталий Артемов, папа 11-классника школы N 1570:
- Иван учится в классе по программе "Математическая вертикаль+". Собирается поступать в МГТУ им. Баумана. Пока в школе не говорили, что будут какие-то изменения в расписании уроков. Но с начала учебного года я вижу, что ребенок уже сильно перегружен. Обычный учебный день - это шесть-семь уроков, потом занятия с репетитором, домашняя работа. К концу дня сын просто падает от усталости. Да и для семейного бюджета дополнительные занятия накладные, мне пришлось устроиться на дополнительную работу. Если новый проект эту ситуацию исправит, уроков и занятий в школе будет достаточно для успешной сдачи ЕГЭ и поступления в вуз, я двумя руками "за" него.