Волонтерские организации, помогающие специальной военной операции, в Черноземье сложились с первых ее дней. Месяцы спустя в ставших прифронтовыми Белгородской и Курской областях начали помогать солдатам, которые возвращались из-за ленточки, и для этого собирали и домашние продукты, и нательное белье, и хозяйственные перчатки. С тех пор характер сборов менялся буквально каждую неделю. Люди стали формировать собственные фонды, закупавшие все нужное бойцам - от футболок и обуви по сезону до квадрокоптеров и тепловизоров.
- Мы всегда знали, что у нашей армии все есть, но и наша помощь лишней не будет, - говорили волонтеры и, не отвлекаясь на пространные комментарии, продолжали загружать машины добром.
Теперь они же отмечают: за прошедшие месяцы изменилось многое, но неизменным осталось стремление помогать фронту и бойцам. Когда ради Российской армии в приграничных регионах стали перестраивать целые производства, волонтеры тоже не остались в стороне. В то время пока гигантские швейные комбинаты производят спальные мешки, обмундирование, отшивают крупные партии необходимых бойцам вещей, по Черноземью то тут, то там стали организовывать мини-ателье из добровольцев, которые любят и умеют шить, а еще не жалеют собственных времени и сил ради единственной цели: "Пусть там далеко нашим защитникам будет тепло и комфортно".
Белгород, Курск, Орел - известная стойкостью и героизмом Огненная дуга - сегодня укрепилась поддержкой из Липецка, Воронежа, Тамбова и других городов. Швейные мастерские для нужд фронта организовываются не только в уже популярных ателье, но и на дому. Что шьют мастерицы? То, что требует кропотливого ручного труда и особенного подхода к качеству работы. Это и нательное белье, и балаклавы, и утепленные толстовки, под которые, как говорят швеи, "никакой мороз не заберется".
Яркий пример - небольшое ателье в Добровском районе Липецкой области. Его хозяйка Светлана Дегтярева одной из первых стала пополнять гуманитарные грузы для российских бойцов изделиями собственного производства. Это раньше в ее ателье раскройные столы пестрили яркими плательными тканями, теперь самая модная расцветка - хаки в самых различных вариациях.
Примечательно, что к неравнодушным профессиональным швеям подключились и те мастерицы, которые просто решили помочь. Светлана Дегтярева отмечает, что все женщины российским молодым бойцам годятся в матери, и это тоже символично: заботливые руки на добровской земле шьют толстовки и балаклавы.
В Орловской и Курской областях - то же самое. В Соловьином крае в стремлении помочь фронту к швеям присоединились даже дети. Воспитанники Щигровского центра социальной помощи сшили для защитников полторы сотни полотенец и 50 комплектов белья. На чем шьют? В небольшой мастерской учреждения - три швейные машинки, оверлок, гладильные доски. Девочки прокладывают ровные строчки, мальчишки утюжат, все под руководством педагогов.
Волонтеры в каждом регионе подчеркивают: те, кто шьет, - лишь часть большого сообщества. Ведь их работа обеспечивается теми людьми, которые перечисляют свои средства на ткани. Еще одна часть волонтеров занимается закупками, поставками, следит за тем, чтобы хватало и материала, и ниток, а главное - чтобы все это оставалось высокого качества.
А как у соседей?
Впрочем, шьет для фронта не только Черноземье. Белгородский волонтер Нина Ляхова с самого начала специальной военной операции занимается поставками домашних продуктов на приграничные территории. Это благодаря ей защитники российских рубежей, когда выходят к границе Родины, получают и пышную выпечку от белгородских кулинарных умелиц, и ароматный чай, и массу домашних блюд, с любовью приготовленных на крохотных кухнях, но в промышленных масштабах.
- Как продукты передавали через нас со всей нашей необъятной страны, так и теперь и сшитые вещи для бойцов тоже шлют и везут, - рассказывает белгородка.
Яркий пример - подмосковная кооперация швей-любительниц, которые связались с белгородскими волонтерами специально. Одна из них - Татьяна Монахова - рассказывает о новом для нее и подруг деле как о чем-то совершенно само собой разумеющемся. Никто из них не занимается шитьем профессионально: кто-то сутками трудится медсестрой, кто-то - в офисе, а кто-то - на заводе, у каждой - семья и дом, да к тому же еще и далеко от линии фронта. Однако в стороне не остались. Некогда днем шить? Есть же ночь!
- Девочки из Ивантеевки организовали сбор, закупают ткань, кроят специальными ножами, а мы берем небольшими партиями и отшиваем, - рассказывает Татьяна Монахова. - После уже рассылаем по разным точкам.
Тот факт, что вот такая женская поддержка будет некоторое время идти сначала до границы, а потом уже бойцам, никого не смущает. Нина Ляхова, отвлекшись от швейных дел, подчеркивает:
- Расстояние - это вообще ни для кого не помеха. Мы вот сейчас чего ждем? Фуру картошки! Чувашия отправила 20 тонн. Остальные овощи - лук, морковку - вообще не считали. Погрузили, и все. Сказали: "Вы тут разберетесь лучше, сколько и куда нужно". И это же не первый раз такое делают в далеких от границы регионах! Почему? Ну, может, хоть они и далеко, а люди нам близкие, свои. Они не объясняют - просто помогают, и все.