Мода или необходимость
Ольга Петрова: Патриотизм, о котором сейчас так много говорят на всех этапах обучения и образования детей и молодежи, был всегда - в школьном образовании, в дошкольном. Недавно на ежегодном Пушкинском балу в гимназии N 184 одиннадцатиклассники цитировали классиков, вспоминали Россию XIX века. Традиции школьных балов есть во многих школах региона, например в школе N 187, лицее N 40. В Балахне есть традиционный фестиваль-конкурс "Алтарь Отечества". Дети поют, танцуют, представляют свои произведения и поделки. Это ведь и есть мягкая сила патриотизма, понимание, что ты должен что-то делать на благо своей малой родины и на благо всей страны. С сентября 2022 года в школах ввели классный час "Разговоры о важном". Если посмотреть на тематику, то там говорят об общих для нашего многонационального народа и всего человечества ценностях, нравственных ориентирах. Патриотизм и есть осознание и принятие этих ценностей.
Вячеслав Амосов: Сейчас в школах знания, которые школьники получают на уроке могут применять в рамках организации внеурочной деятельности. То, что дается на уроке, может продолжаться и за его пределами. Огромное количество патриотических проектов, предлагаемых детьми, построено на изучаемых ими темах. Проекты можно реализовать в исследовательских работах, в деятельности детских общественных организациях и в социальных начинаниях на любом уровне: региональном или федеральном. И учитель становится для ребенка наставником, сопровождающим идею вместе с советниками директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, старшими вожатыми школ региона, институт которых сохранен в нашем области.
Единообразие или "кто во что горазд"
Ольга Петрова: Сейчас предметы гуманитарного цикла приводят к единой для всех школ страны программе. В начальной школе это русский язык, чтение и окружающий мир. В средней - русский язык, литература, история, обществознание, география и ОБЖ. Со следующего цикла обучения эти предметы будут единообразно преподаваться везде. Это нужно, чтобы гарантировать единое содержание образования, независимо от региона. И ребенку в случае переезда не придется привыкать к другой программе. Например, в курсе истории материалы последних 20 лет также будут подаваться одинаково для всех.
Вячеслав Амосов: В школе, наконец, выстраивается понятная схема взаимодействия учебной и внеклассной работы. Советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями действуют в масштабах школы, а классные руководители реализуют все со своим классом. Медиацентры, школьные музеи, школьные театры, спортивные клубы, волонтерские и детские объединения - это все создает нужную инфраструктуру воспитания, в том числе и патриотизма. Командная работа - приоритет современной школы.
Традиции пионерии
Вячеслав Амосов: Практически во школах региона - одного из немногих в стране - сохранились традиции пионерской организации.В основном, за счет кадров. Я возглавляю Ассоциацию детского движения Нижегородской области (раньше это был "Союз пионерских организаций", созданный в 1991 году после распада пионерии). Наши старшие вожатые были и остаются проводниками и хранителями этих традиций. А сегодня их работа усилилась благодаря федеральному проекту "Патриотическое воспитание граждан РФ" национального проекта "Образование", и именно благодаря ему появились в школах советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, задача которых быть проводниками линейки актуальных федеральных событий и проектов, предлагая в них участвовать школьникам и командам школ региона.
Ольга Петрова: Пусть нет сегодня ни октябрят, ни пионеров, ни комсомольцев, но традиции сохранились. Сейчас мы создаем институт подготовки вожатых. Это будет вторая специальность для педагогов, которая даст широкий инструментарий работы с детьми, полезный для классного руководителя, например. Он постоянно находится в контакте с детьми и видит какие-то проблемы уже в зачатке. В прошлом году мы проводили конкурс "Орлята России" для педагогов начальных классов и их учеников. Учителя в основном молодые люди, откуда им помнить пионерию? И тем не менее во многих из них живет ее дух.
Волонтеры или тимуровцы
Вячеслав Амосов: Тимуровское движение выполняло определенную задачу, а сегодняшние волонтеры действуют в нескольких плоскостях: социальное, событийное, организационное, информационное направления деятельности. В Нижегородской области сохранены тимуровские отряды, которые помогают ветеранам, благоустраивают памятники. Но есть и те, кто заботится о животных - например, школьница с Бора, победительница конкурса "Большая перемена" Аиша Садриева предложила разработать специальную карту приютов для бездомных животных и проект поддержан в рамках Всероссийского конкурса "Добро не уходит на каникулы".
Ольга Петрова: Мы видим детей, которые понимают, что им нужна эта организация. Каждый ребенок хочет самореализоваться. Если мы сделаем еще больший акцент, покажем, что ребенок нужен именно здесь, если он поймет свою роль и значение для развития страны, это создаст мощную мотивацию и ресурс для деятельности.
Вячеслав Амосов: Сейчас прорабатываем вместе с Арзамасом проект Ассоциации детского движения региона по проведению регионального фестиваля "Тимуровец", где объединим все практики социального служения детских организаций. То, что заложено Гайдаром, есть и в сегодняшней жизни.
В каком направлении важнее развивать патриотическое воспитание - в военном или гражданском?
Ольга Петрова: Мне кажется, что РДДМ - хороший инструмент воспитания гражданского патриотизма. Любить Родину можно и без оружия в руках. Хотя есть запрос от многих родителей на возвращение начальной военной подготовки, занятия в тирах. Но на гражданский патриотизм запрос не меньший, и он был всегда. Патриотизм - это служение Отечеству, любовь к своей семье, стране, малой родине, гордость за школу, город.