09.11.2022 15:59
Власть

Депутаты проверили, как ведется геомониторинг трассы Салехард–Надым

Текст:  Марина Некрасова
Завтра в Новом Уренгое пройдет выездное заседание комитета по экологии, промышленности и ЖКХ Заксобрания ЯНАО. Тема - адаптация региона к климатическим изменениям.
/ Пресс-служба Законодательного собрания ЯНАО
Читать на сайте RG.RU

По данным Минприроды РФ и Роснедр, Ямал относится к числу регионов, где уже в ближайшие годы велик риск техногенных аварий из-за таяния вечной мерзлоты. Процесс начался давно, за полвека глубина сезонного оттаивания увеличилась примерно на 20 сантиметров, а в последнее десятилетие темпы только растут. Когда лед превращается в воду, почва "плывет", угрожая стоящим на ней зданиям и объектам инфраструктуры.

С проблемами сталкиваются и компании, эксплуатирующие дома (только на охлаждающие установки фундаментов, чтобы их "не вело", регион ежегодно тратит десятки миллионов рублей), и строители дорог. В частности, трассы Салехард-Надым, которая соединила запад и восток автономного округа и дала возможность зайти в Салехард сетевым компаниям. Дорогу начали прокладывать десять лет назад, в конце 2020-го открыли проезд по ней, но уже весной 2021-го талые воды размыли покрытие. Усугубил ситуацию тяжеловесный грузовой транспорт. Часть асфальта, в том числе с помощью ресайклинга, уже восстановлена, однако многое еще предстоит сделать. Подрядчикам приходится постоянно бороться не только с трещинами в полотне, но и укреплять дорожную подушку. Все это приводит к удорожанию проекта.

Накануне заседания депутаты ямальского парламента осмотрели состояние 1033-го километра трассы. Это один из семи наиболее сложных участков, за которым специалисты Научного центра изучения Арктики ведут пристальное наблюдение. В ближайшее время они выполнят очередное (уже четвертое в этом году) георадиолокационое зондирование и электротомографию земляного полотна под асфальтом с помощью георадара и многоэлектродной электроразведочной аппаратуры.

По словам первого заместителя директора Научного центра изучения Арктики Артема Громадского, исследования проводят в разные времена года. Это позволяет отследить, как меняются теплофизические характеристики земляного полотна зимой, весной, летом и осенью. Собранные данные в совокупности с фактическим геологическим материалом дадут возможность в будущем прогнозировать возникновение проблемных участков. Главная цель - предупреждать возникновение нежелательных трещин и своевременно устранять факторы, способствующие этому.

Спикер парламента оценил благоустройство одного из старейших районов Ямала

- Мы проехали более 300 километров по дороге из Салехарда в Надым, где-то видна явная деформация, вызванная климатическими процессами. Чтобы не допустить последующих изменений, в том числе при ремонте, необходимы многолетние научные наблюдения. Благодаря им будут выработаны эффективные технологические решения. Держим эти вопросы на особом контроле, - говорит первый заместитель спикера ямальского парламента, председатель комитета по экологии Алексей Ситников.

На следующем этапе предусмотрена установка температурно-влажностных датчиков в рамках комплексного геотехнического мониторинга.

Совместная работа ученых и профильных ведомств позволит выявить причины просадки грунтов, улучшить качество проектирования и строительства, разработать рекомендации по эксплуатации не только трассы Надым-Салехард, но и других ямальских автодорог. В планах также создание методики мониторинга с минимальным участием человека. Все специалисты уверены: дорожные стандарты для Арктики срочно нуждаются в переосмыслении на базе научных изысканий. Нужны эффективные и экономичные технологии, продлевающие жизнь полотна, что в условиях Крайнего Севера имеет принципиальное значение.

ЯНАО Регионы