Вакансий все еще много
Свою главную задачу Екатеринбургские службы благоустройства формулируют как "устранение "скользкости". 3 ноября, например, ее решали 306 рабочих и 158 единиц спецтехники, в том числе 29 комбинированных дорожных машин, 28 тракторов, 13 фронтальных погрузчиков, 50 самосвалов, девять вакуумных дорожных "пылесосов" и другие. Но хватает ли этого? В мэрии утверждают: да, спецтехники и противогололедных реагентов достаточно.
По словам главы Екатеринбурга Алексея Орлова, в распоряжении муниципалитета находятся 408 единиц уборочной техники, в том числе 79 закупленных в этом году. Даже если учесть, что часть дорожных машин приходится время от времени ремонтировать (так, в середине октября в починку отправилось 24 штуки), парка должно хватать.
Что касается кадров, то эта проблема не является неразрешимой, успокоили в мэрии. Напомним: год назад глава комитета по благоустройству Тамара Благодаткова объясняла причины плохой уборки дорог массовым увольнением водителей ДЭУ. По ее словам, рабочие уезжали вахтовиками на строительство трассы М-12 Казань-Екатеринбург. Там предлагали более высокую зарплату, чем в городе, от 80 тысяч рублей. В итоге образовалось 139 вакансий.
- Вакансий много, ДЭУ готовы принять водителей категории С и дорожных рабочих, однако на уборке это не сказывается. Сегодня ситуация с кадрами более стабильная, - рассказала "РГ" пресс-секретарь администрации Екатеринбурга Виктория Мкртчян.
Непогода застала врасплох
В праздники Тюмень впервые в этом осенне-зимнем сезоне оказалась в плену снежной каши. Тем, кто выбрался из дома с утра пораньше, прямо скажем, не повезло. Причем мокрые хлопья и ветер воспринимались меньшим из зол, а вот лужи, в некоторых местах почти по колено, стали полной неожиданностью: за три дня на областной центр выпало 60 процентов ежемесячной нормы осадков. Основные магистрали привели в порядок только ближе к вечеру 7 ноября, про частный сектор говорить не приходится: даже сегодня дороги и тротуары здесь в ледяной корке.
А ведь в середине октября тюменские чиновники провели традиционный осмотр снегоуборочной техники. Директор департамента дорожной инфраструктуры и транспорта горадминистрации Евгений Сорокин отчитался: на уборку улиц готовы выйти около 700 единиц: комбинированные машины, автосамосвалы, фронтальные и лаповые погрузчики, шнекороторные снегоочистители, автогрейдеры, бульдозеры, тракторы. Парк пополнился несколькими десятками новых снегоуборщиков на базе КамАЗа. Внутри у такого агрегата - два пульта: один отвечает за чистку, другой - за обработку противогололедными материалами. Если осадков выпадет больше нормы, в районы могут привлечь дополнительно еще 300 четырехколесных помощников. На обслуживание объектов улично-дорожной сети призовут более 740 рабочих. Кстати, все управы позаботились о запасе люков и решеток.
- Для борьбы с гололедом на проезжей части, автобусных остановках и парковках применяют "Галит" - гранулированный минеральный концентрат, соответствующий нормам СанПиН. Для тротуаров и пешеходных дорожек предназначен вариант с гранитной крошкой, - рассказала руководитель комитета по связям с общественностью и СМИ администрации Тюмени Гульнара Сидоркина.
За весь зимний период мэрия потратит около пяти тонн "Галита". Песок рабочие использовать не собираются: он забивает ливневки в теплое время года. Добавим, что снег из города нынче будут вывозить на специальный полигон площадью в одиннадцать футбольных полей в районе Воронинских горок.
По зимнику с ветерком
Северным дорожникам, наверное, проще всего перестроиться на новые условия: зимний период тут официально длится с октября по май. Под контролем главного подрядчика "Ямалавтодора" находится, помимо 745 километров региональных дорог с твердым покрытием, еще 270 километров окружных и муниципальных зимников. Содержат их 550 рабочих с помощью 250 единиц техники: шнекороторов, погрузчиков, автогрейдеров, бульдозеров, тракторов.
Как правило, обустройство зимних трасс начинается в ноябре-декабре. Для большей безопасности лед должен установиться на отметке 30 сантиметров, при промерзании до 60 сантиметров прокладывать проезд выходит тяжелая техника. Зимники рассчитаны в среднем на пять месяцев эксплуатации, они выдерживают нагрузку от трех до сорока тонн. По словам заместителя руководителя окружной дорожной дирекции Александра Симонова, все сезонные дороги теперь обустраиваются по новому стандарту. Его разработали в конце прошлого года, пересмотрев уже устаревшие строительные нормы. Теперь в них учтены региональные особенности: климат, интенсивность движения и фактические условия эксплуатации.
Еще один важный элемент безопасного дорожного движения - светофоры. В ЯНАО они такие же "суровые", как погода: выдерживают аномальные морозы, повышенную влажность, сильный ветер. Кроме того, их покрытие препятствует образованию инея.
Парк дорожной техники на Ямале обновляется с 2020 года по региональной программе, и планов сворачивать ее из-за экономической ситуации нет. В частности, в этом году для муниципалитетов закупили 116 специализированных машин, 80 из них уже поступили и будут следить за состоянием улиц Салехарда, Нового Уренгоя, Ноябрьска, Губкинского и поселков в шести районах. Техника отечественного производства, многие модели универсальны, то есть летом ими можно подметать, а зимой, к примеру, чистить тротуары от снега.
- В округе 1475 километров региональных дорог, зимой их содержанием занимаются пять подрядчиков. Все они готовы к работе: есть и техника, и противогололедные реагенты, - сообщили в департаменте транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО.
Заметим, что на Ямале используют не химпрепараты, а песко-соляную смесь и отсев дробления горных пород. Первую насыпают при температуре до минус 12, второй - в явные холода.
Соль дорог
В Кургане каждый день на уборку улиц и тротуаров выходит почти 170 рабочих. Для полного комплекта не хватает еще человек 30: нужны водители и механики. Но это знают только в администрации и МУП "Специализированное дорожное предприятие", которое по муниципальному контракту обслуживает улично-дорожную сеть. Сейчас здесь предпринимают меры, чтобы получить бронь на время частичной мобилизации для персонала, пребывающего в запасе.
Внешне кадровые проблемы не чувствуются: город чист. Как только выпал снег, на улицу вышла техника. По данным профильного департамента, за последние три года дорожно-коммунальный парк существенно вырос: добавилось 33 единицы. Всего на балансе организации теперь 103 спецмашины, из которых 17 предназначены для обслуживания тротуаров, а 86 - для уборки снега. Там, где грейдеры не проходят, чистят вручную.
По опыту прошлых лет, во время больших снегопадов жители возмущаются, что все дороги засыпало, а никто не спешит их расчищать. Не избежать, наверное, жалоб и в этом году. В мэрии пояснили: существует определенный порядок уборки. Всего на зиму разработано восемь маршрутов, в первую очередь чистят магистральные улицы и там, где ходит общественный транспорт. Потом идут второстепенные улицы и междворовые проезды. Сроки уборки напрямую зависят от количества выпавших осадков. Чтобы охватить побольше территорий, привлекают подрядчиков: два работают на обслуживании улично-дорожной сети, один чистит тротуары, от двух до пяти компаний заняты на вывозе снега.
Больших морозов и снегопадов в Курганской области пока еще не было, а вот гололед уже проверил готовность дорожной службы к зиме. В департаменте развития городского хозяйства заверили: для борьбы с наледью запасено 1,5 тысячи тонн технической соли. До 2020 года дороги посыпали смесью песка и соли, но после жалоб жителей на грязь ограничились последней.