Как отмечают эксперты, подъем цен в регионе начался еще в январе. С начала года по май товары и услуги подорожали в среднем на 11,7 процента.
- Наибольшее повышение зарегистрировано в марте - 7,7 процента, затем темпы резко упали. А четыре месяца вообще отмечалось снижение. К примеру, в июне товары и услуги подешевели на 0,3 процента, в августе - на 0,5, в сентябре - на 0,1, - отметила врио руководителя Управления Федеральной службы госстатистики по Свердловской области Антонина Перунова.
Понятно, что у каждого уральца - своя "копилка" наблюдений за ценами. Одни вспомнят ненормальный скачок офисной бумаги (с 350 рублей до 1199 рублей за пачку, а то и больше), другие - как почти на треть подорожала бытовая техника, и не только импортная, третьи посетуют на чуть ли не двукратный рост цен на стиральные порошки и гели. Но, сколько стоят продукты, знают, пожалуй, все.
Статистика свидетельствует: за 9 месяцев 2022 года более чем на 25 процентов выросли в цене не только сухофрукты, замороженные овощи, глазированные сырки, натуральный кофе, сгущенное молоко, но и самая простая бакалея: соль, сахар, печенье. На 15-23 процента больше стали стоить фруктовые и овощные консервы, мороженое, безалкогольные напитки. Более 12 процентов прибавили в чеке хлеб, рыбопродукты, молоко.
При этом снизились цены на куриные яйца (на 11,9 процента), пшено (6,7), куриное мясо (три). На 30-60 процентов подешевели белокочанная капуста, огурцы, свекла, помидоры, картофель, морковь, виноград. А цены на репчатый лук и апельсины снизились одинаково - почти на 12 процентов.
Среди непродовольственных товаров более чем на четверть подорожали бумажно-беловые, а также ткани, легковые автомобили, ювелирные изделия. Ценники на духи и кремы в парфюмерном супермаркете 8 Марта, к примеру, обновлялись каждые пять-десять минут с шагом в несколько сотен рублей. Более чем на 20 процентов теперь больше стоят моющие и чистящие средства, школьно-письменные принадлежности, канцтовары, а еще стройматериалы.
- Так, цены на цемент, кирпич, краски, эмали, линолеум, ламинат повысились на 21,5 процента. Однако на отдельные позиции зафиксировано снижение: плиты ДСП подешевели почти на 17 процентов, металлочерепица - на 12,5, - рассказала Антонина Перунова.
За дизтопливо свердловчане теперь платят больше на 2,8 процента, за бензин - на 1,9, причем максимальный рост был отмечен в январе, еще до всем известных событий. Зато газовое моторное топливо побило рекорд: его стоимость с начала года снижалась ежемесячно и к сентябрю достигла показателя минус 27,7 процента. А вот абсолютным антирекордсменом в автомобильной сфере стал полис ОСАГО: вырос в цене на 45 процентов. Почти на треть подорожали и другие услуги страхования.
За 9 месяцев в регионе увеличился оборот организаций в таких отраслях, как строительство и общепит. Промпроизводство в целом снизилось на 3,2 процента к сентябрю 2021 года, но добывающие предприятия показали плюс 1,6 процента. На этом фоне как положительный момент воспринимается сокращение безработицы и повышение зарплат в январе-августе.
По данным национального агентства финансовых исследований (НАФИ), события в мире и экономике повлияли на потребительское поведение россиян в 2022 году. Так, 66 процентов респондентов решили сократить расходы, а 53 процента - найти подработку. Финансовая подушка безопасности есть только у 46 процентов, правда, большинству ее хватит на 1-3 месяца. Больше всего участники опроса опасаются возможного дефицита лекарств и медоборудования, треть переживает, что могут возникнуть перебои с продуктами и автозапчастями, четверть - что уменьшится выбор материалов для строительства и ремонта. При этом закупиться впрок готовы лишь 20 процентов, и то товарами первой необходимости: крупами, консервами, бытовой химией.
Главным для потребителей остается стоимость, срок хранения и качество продукции. Популярность бренда и внешний вид сегодня, напротив, менее значимы. Заметно выросла лояльность к отечественным производителям на продовольственном рынке, однако россияне по-прежнему отдают предпочтение импортной электронике, машинам и бытовой технике. "В текущих условиях предприятиям важно акцентировать внимание на демократизацию ценовой политики, учитывать рост спроса на полезное, натуральное и вкусное питание", - рекомендует руководитель исследовательских проектов аналитического центра НАФИ Наталья Кузнецова.