Первый опыт применения таких машин был получен еще в годы Второй мировой войны. Тогда в канадских войсках появились импровизированные гусеничные БТР Kangaroo, созданные на основе 105-мм самоходных гаубиц M7 Priest, в которых, в свою очередь, использовалось шасси американского среднего танка M3 Lee.
У САУ демонтировали орудия, доработали корпуса, в результате они смогли перевозить до 15 военнослужащих. Поддержка огнем осуществлялась 12,7-мм пулеметами.
Позднее появились образцы уже из переделанных средних M4 Sherman, Ram и тяжелых британских Churchil.
Армия обороны Израиля (АОИ), эксплуатировавшая американские бронетранспортеры М113, получившие местное название Zelda, была разочарована их живучестью. Поэтому в начале 80-х годов начались работы по созданию хорошо защищенных бэтээров Achzarit.
В качестве исходной платформы взяли советские средние танки Т-54/55, ранее захваченные у арабских армий. В результате радикальной переделки от них остались лишь элементы корпуса и ходовая часть. Последняя была усовершенствована.
Масса составила 44000 кг. Причем вес дополнительной брони - 17000 кг. В результате БТР получил возможность действовать в тесном взаимодействии с танками Merkava.
Компактный 650-сильный двигатель с гидромеханической трансмиссией позволил оборудовать выход в корме. Экипаж - три человека, десант - семь военнослужащих. В качестве вооружения на него установили 60-мм миномет, дистанционно управляемый 7,62-мм пулемет FN M240 и три таких же на штыревых турелях.
Всего было выпущено около 500 единиц, причем на Achzarit Mk.2 уже стояли двигатели мощностью 850 л.с.
Израиль имел на вооружении более тысячи закупленных в Британии танков Centurion, которые также послужили для создания тяжелых бронетранспортеров.
В настоящее время в АОИ поступают 60-тонные Namer, считающиеся самыми защищенными серийными БТР. Кроме мощной брони они обладают комплексами активной защиты Trophy.
На них стоят все те же 60-мм минометы, 12,7-мм пулемет M2 Browning и 40-мм автоматический гранатомет Mark 19. Четыре года назад сообщалось об успешных испытаниях необитаемого боевого модуля с 30-мм пушкой и управляемым ракетным вооружением.
Мощность двигателя - 1200 л.с. Максимальная скорость по шоссе - до 60 км/ч. Запас хода - 500 км. Вместимость - 12 человек.
Интересно, что и в США думали над созданием тяжелой БМП на шасси танка M1 Abrams, но эта машина осталась лишь в виде проекта.
В Германии во второй половине 80-х годов стали работать над БМП Marder-2 массой 42500 кг. Правда, несмотря на такой вес, броня должна была защищать лишь от снарядов 30-мм автоматических пушек и крупных осколков 152-155-мм артиллерийских снарядов.
В качестве основного вооружения выбрали пушку, которая имела сменные 30-мм и 50-мм стволы. Предусматривалась установка ПТРК третьего поколения PARS-3MR с дальностью полета до 7000 метров и тандемной боевой частью, способной пробивать 1000 мм брони.
Мощность двигателя -1000 л.с. Скорость - до 75 км/ч. Запас хода - 500 км. Вместимость - 7 человек.
БМП была успешно испытана, но правительство Германии из-за изменения политической обстановки в 90-е годы решило сократить эту программу.
В настоящее время многие западные боевые машины пехоты по своей массе уже догнали некоторые основные боевые танки, например, существуют образцы, весящие 44000-45000 кг. Правда, о наличии у них противоснарядного бронирования говорить не приходится. Неуязвимость от ПТУР и других средств поражения планируется достичь установкой комплексов активной защиты.
В Китае некоторое время самой тяжелой БМП являлась экспортная VN 17. В ее конструкции использовали узлы и агрегаты танка VT5. Боевая масса составляет 30000 кг. Вооружение - 30-мм автоматическая пушка, 7,62-мм пулемет и противотанковый комплекс нового поколения HJ-12. Мощность двигателя - 880 л.с. Скорость - до 70 км/ч.
На Международном авиационно-космическом салоне Airshow China-2022 впервые представили уже новый образец более защищенной БМП VN-20.