13.11.2022 19:19
Культура

Андрей Максимов: Свободные режиссеры занимаются текстом и актерами

Текст:  Андрей Максимов (писатель, телеведущий, режиссер)
Российская газета - Федеральный выпуск: №256 (8904)
Есть спектакли, которые войдут в историю непременно. Они созданы, чтобы в историю войти. Когда новый художественный руководитель ставит свой первый спектакль, да еще не просто так, а к 100-летию театра... Исторический получается спектакль, а какой же? И называется очень кстати - "Истории".
Читать на сайте RG.RU

"Истории". Режиссер-постановщик - новый худрук театра Маяковского Егор Перегудов. Театру - 100 лет.

Вместе с ведущими актерами театра Перегудов собрал коллаж, в основном из произведений литературы. Меняются жанры, артисты, способы существования. Владимир Арефьев, отныне - главный художник театра Маяковского - создал очень удобное, меняющееся, но всегда прекрасное пространство сцены. Сотни (иногда кажется, что тысячи) сценических костюмов, которые являются главным элементов декорации, в том числе - занавесом - мне кажется, лучшая метафора 100-летия тетра.

Новый главный художник по свету театра Андрей Абрамов все осветил так, чтобы придать происходящему вид, с одной стороны, естественный, с другой - таинственно-театральный.

Вообще пространство прекрасное. Туда входят актеры и начинают проживать разные жизни.

Первая - первая актриса театра Светлана Немоляева. Ей тяжело ходить, но глаз горит - дай бог молодым. История странная, немного жутковатая, но удивительная. Немоляева играет фрагмент из блистательного спектакля Сергея Яшина "Смех лангусты". На сцене двое - она и ... голос Александра Лазарева. Диалог замечательной актрисы как бы со своим прошлым, которое мистически-театральным образом превратилось в настоящее. Сначала удивляет, потом - по-настоящему затягивает. Какие-то тут свои взаимоотношения со временем, оторваться от которых невозможно.

Какие-то тут свои взаимоотношения со временем, оторваться от которых невозможно

Финальный аккорд - другая суперзвезда Маяковки - Игорь Костолевский. Дальше надо бы написать "читает "Солнечный удар" Бунина. Но это неправильные слова. Он не читает. И даже не проживает, что было бы слишком просто. Он, если угодно, исповедуется. Костолевский работает не просто хорошо, но - загадочно. В том смысле, что ты, зритель, так и не поймешь никогда, каким образом он это делает. Это хорошо срежиссированный, блистательно прочитанный крик мужчины о чем-то таком, что хочется забыть, но о чем не вспоминать нельзя. Мы часто говорим про прозрачность прозы Бунина, однако мало кому удается ее передать - что на театре, что в кино, что в чтецкой программе. Игорю Костолевскому удалось.

Работы Светланы Немоляевой и Игоря Костолевского - это не просто две работы в одном спектакле. Это два разных спектакля. Две разных формы существования. Обе замечательно сделанные, но совершенно разные.

Здесь нет жюри и призов. Завершился театральный фестиваль Достоевского

Это закон "Историй". Забавно играют Александр Андриенко и Евгений Парамонов "Лебединую песню" Чехова. Весело, смешно, узнаваемо.

И тут же - трагическая история в исполнении Ольги Прокофьевой. Прокофьева играет княгиню Волконскую из "Русских женщин" Некрасова. То, что она делает на сцене, - небольшой актерский подвиг, который ей очень помогают совершить Дмитрий Прокофьев и Игорь Марычев. Прокофьева как-то постепенно затягивает зрителя в свою историю, и когда в финале своего спектакля она тащит какую-то бандуру через снежное поле, ты понимаешь: эта история шире, чем просто рассказ о жене декабриста. Это вообще про русских женщин, которые все время через какие-то снежные поля тащат какую-то бессмысленную тяжесть - и не устают.

"Истории" - спектакль, что называется, неровный. Он только начинает жить, и я думаю: от показа к показу будет становиться все собранней и интересней. Но Егору Перегудову удалось главное, то ради чего все и затевалось, как мне кажется: показать, какие замечательные актеры работают в Маяковке.

Сергей Рубеко осуществил свою давнюю мечту: сыграть Шукшина. И вместе с Любовью Руденко и Алиной Вакаевой сыграл талантливо, смачно, с удовольствием.

Прекрасная Дарья Повереннова. Аркадий Аверченко "Ключ". Чудесный партнер - Виктор Запорожский: точный, не перетягивающий одеяло на себя, интересный... А она существует непривычно гротесково, абсолютно свободно, одна, разыгрывая сцену, в которой действуют мужчина и женщина. Одна - за всех. Одна - за двоих. Непривычно. И оттого очень притягательно.

Я придумал такое абсолютно ненаучное и нетеатроведческое разделение режиссеров на две группы: закомплексованные и свободные. Закомплексованные - это те, кто хочет доказать "городу и миру", что они - режиссеры, их постановки - эта куча всяких "придумок", которые должны подтвердить их право называться высоким словом режиссер. Закомплексованные режиссеры занимаются собой.

Свободные режиссеры занимаются текстом и актерами. Они тоже могут много чего придумать, но все это работает на раскрытие актеров и драматургии. Егор Перегудов, конечно, свободный режиссер. Поэтому в "Историях" так много актерских удач.

Свободные режиссеры занимаются текстом и актерами

Собственно, что сделал Перегудов? Спектакль, посвященный 100-летию театра, превратил в бенефисы актеров разных поколений. И помог им эти бенефисы осуществить.

В спектакле всегда видно: в унисон работают актер с режиссером или нет. Они тащат арбу спектакля или ведут войну. Здесь складывается ощущение единства и общего языка. И это, может быть, едва ли не главный результат. Не будем забывать: сейчас только начало работы.

Начало хорошее. Дальше нам обещают Маркеса, по которому Перегудов - специалист. Интересно. Ожидание хорошего и неожиданного - очень важное на театре дело.

Драматический театр