Юлия Зораховна, насколько тема конференции востребована сегодняшним днем?
Юлия Кантор: Исследование темы "философских пароходов" на протяжении всех прошедших ста лет, несмотря на ее табуированность в нашей стране в советское время, это попытка ответить на два важных вопроса российской и мировой истории: первый - об отношении интеллигенции и власти, второй - насколько инакомыслие и свободомыслие полезны для существования сильного государства. Как минимум сюжет насильственной высылки большого количества интеллигентов из советской России не дает возможности отвечать на них одномерно. О высылке 100-летней давности: дело, конечно, не в количестве высланных на "философских пароходах" - их было немногим более 200 человек. "Много" или "мало" тогда уехало, не измеряется числом. Это изменяется статусом людей и их влиянием на общественное сознание. А для России это событие повлекло за собой раскол ее интеллектуальной мысли на две части. Это не значит, что кто-то был лучше, а кто-то хуже, просто вплоть до 90-х годов минувшего века эти две части не могли соединиться. Симптомы этого раскола и его последствия - одна из тем нашей конференции.
И еще. Высылка виднейших представителей интеллектуальной элиты стала сигналом для тех, кого пока не трогали, но кто взвешивал оставаться или уезжать, колебался. Это очень важный момент для понимания атмосферы 1922 года.
Уехавшие были людьми самых разных взглядов, профессий и национальностей. Причем, большинство из них готово было принять советскую власть, но с некоторыми оговорками, например, оставить за собой право на собственное мнение и чувство ответственности за происходящее. Однако остаться в России или нет зависело не от них: многие просили не высылать их за границу, соглашаясь даже на ссылку внутри страны. Их не спрашивали, их высылали без права возвращения.
Как это происходило, формировались какие-то списки?
Юлия Кантор: Да, в первом было около 90 человек. Потом было еще несколько. Высылали людей самых разных профессий, а "философским пароходом" это явление назвали публицисты уже в конце 20 века, поскольку на нем отплывали и ведущие философы России, знаменитые не только в стране, но и за ее пределами. Пароходов, к слову, было четыре: два покинули Петроград, один отшвартовался от причала Одессы и еще один отошел из Севастополя. Кроме того, были "философские поезда" через Прибалтику.
Впрочем, борьба с инакомыслием не закончилась высылкой. В стране вскоре установился режим, исключающий всякое свободомыслие, были закрыты все партии (а с ними и их органы печати), кроме большевистской. А большевистская пресса не стеснялась в выражениях, клеймя "несогласных", даже Горького, написавшего "Несвоевременные мысли", назвала "гнилым зубом пролетариата". Вообще, вся интеллигенция тогда была, так сказать, под пристальным наблюдением. Дзержинский, с подачи Ленина, разработал стройную систему, поделив интеллигенцию на группы по профессиональному признаку и пометив: "На каждого интеллигента должно быть дело".
В 1922 году Ленин был уже не совсем здоровым человеком. Неужели он тоже подкинул дров в топку "философского парохода"?
Юлия Кантор: Это была его идея. В свое время Росархив подготовил подборку документов, которая называлась "Очистим Россию надолго". Это цитата из хранящегося в РГАСПИ письма Ленина Сталину об инакомыслящей интеллигенции. "Подобных господ" он предлагает: "Арестовать несколько сот и без объявления мотивов - выезжайте, господа!... Всех их - вон из России". А Троцкий называл высылку "актом предусмотрительной гуманности" и в одном из интервью пояснил: "Расстрелять их было не за что, а терпеть было невозможно". В постсоветское время вышел сборник архивных документов, который так и называется: "Высылка вместо расстрела".
Итак, водораздел был обозначен: идейные большевистские интеллектуалы против мыслящих интеллигентов. Это вы написали в статье для "РГ" десять лет назад… Какие новые "дверки" с тех пор открыла наука в тему "философского парохода"?
Юлия Кантор: Работа над выявлением документов идет планомерно и непрерывно - это признак неконъюнктурного профессионализма историков. Выставка, подготовленная РГАСПИ, покажет уникальные новые документы о методах борьбы с инакомыслием в первые годы советской власти, расскажет, как формировалась нормативно-правовая и идеологическая база высылки и как ее понимали большевики. Появились новые документальные исследования о том, как явление "философских пароходов" осмысливали философы и литераторы в течение всего прошедшего столетия. Конференция объединила исследователей о всей страны - от Томска до Выборга. На ней будут представлены новые факты биографий Питирима Сорокина, Карсавина, Бердяева, Франка.
Одной из научных тем будет и переписка уехавших представителей антибольшевистских политических партий элиты с единомышленниками, оставшимися в Советской России. Многие из них в то время находились в политизоляторе на Соловках. Письма в обе стороны шли, в основном, по нелегальным каналам, а ОГПУ их перлюстрировало, до поры до времени не пресекая переписку, - она давала важную информацию. Это очень интересный и малоизвестный сюжет, документы о котором сохранились в Центральном архиве ФСБ. Переписка вскрывает трагическое непонимание друг друга и, что не менее важно - абсолютное непонимание уехавших происходившего в России, недооценку фатальности перемен.
Как создавались списки на высылку
Андрей Сорокин,научный руководитель РГАСПИ:
- Подлинной причиной высылки интеллигенции отчетливое осознание шаткости большевистским руководством Советской России своей политической поддержки со стороны основных масс населения после окончания Гражданской войны. Сменив политику военного коммунизма на новый экономический курс и разрешив в сфере экономики рыночные отношения и частную собственность, большевистское руководство понимало, что оживление "мелкобуржуазных" отношений неминуемо вызовет всплеск политических требований о свободе слова и других демократических свобод, а это представляло прямую угрозу власти вплоть до смены социального строя.
Инициатором высылки в мае 1922 года станет В.И. Ленин. Основную работу по подготовке к высылке возложили на ГПУ, которое накопило обширный опыт подготовки репрессивных кампаний в условиях мирного времени. Еще в мае 1921 года в целях выявления инакомыслящих в важнейших государственных учреждениях страны, в том числе в наркоматах и университетах, были созданы "бюро содействия" работе ВЧК. Их члены из числа партийных и советских руководителей (коммунисты с не менее чем 3-летним партийным стажем) собирали информацию об антисоветски настроенных элементах в соответствующих учреждениях. Информационные материалы "бюро", являясь строго секретными, концентрировались в 8-м отделении секретного отдела ВЧК - ГПУ. Непосредственную подготовку и проведение мероприятий по высылке интеллигенции в ГПУ возложили на 4-е отделение секретного отдела, отвечавшее за "работу с интеллигенцией". Несколько позднее в центральном аппарате ГПУ на базе этого отделения было создано "особое бюро по административной высылке антисоветской интеллигенции".
При негласной помощи "бюро содействия" с целью формирования и уточнения списков высылаемых чекисты опрашивали руководителей наркоматов, секретарей партийных ячеек вузов, научных учреждений, партийных литераторов.
16 июля 1922 Ленин из подмосковных Горок, где лечился после инсульта, в письме Сталину, занявшему к тому времени генерального секретаря партии, выразил обеспокоенность проволочкой в деле высылки инакомыслящих. "Эта операция, начатая до моего отпуска, - писал он, - не закончена и сейчас", и потребовал "решительно искоренять всех энесов", меньшевиков, предложил выслать всех сотрудников "Экономиста", газеты "День" . "Комиссия ... должна представить списки, и надо бы несколько сот подобных господ выслать за границу безжалостно, - указывал вождь большевиков. - Очистим Россию надолго". Ленин предупреждал, что "делать это надо сразу. К концу процесса эсеров, не позже. Арестовывать… без объявления мотивов - выезжайте, господа!". Упомянутый открытый уголовно-политический процесс социалистов-революционеров, проведенный в Москве в июне-августе 1922 года, дополняет картину политических репрессий, развязанных политическим руководством Советской России в то самое время, когда велась активная подготовка по объединению советских республик в Союз ССР.