14.11.2022 19:23
Экономика

За полгода в России закрылось более тысячи аптек, принадлежавших региональным или локальным сетям

В России закрываются локальные аптеки
Текст:  Ольга Игнатова
Российская газета - Федеральный выпуск: №257 (8905)
За полгода в России закрылось более тысячи аптек. Все они, по данным аналитической компании DSM Group, принадлежали региональным или локальным сетям. Проблемы возникают, когда у закрывшейся аптеки нет конкурентов, как в небольших населенных пунктах.
/ Артем Геодакян/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Среди закрывшихся в первом полугодии аптек 297 относились к региональным сетям (такие сети имеют торговые точки в пределах одного региона), 258 - к локальным (у них существует всего от 10 до 15 точек), 266 - к малым локальным (у таких сетей работает от 3 до 10 аптек) и еще 301 - к одиночным (менее трех аптек). Как рассказал "Российской газете" гендиректор DSM Group Сергей Шуляк, основные причины сокращения аптечной розницы - конкуренция со стороны крупных федеральных игроков, повышение арендной платы, невысокая рентабельность фармацевтической деятельности.

С экспансией крупных федеральных фармацевтических сетей все относительно понятно. Аптечный бизнес идет по тому же пути, что и продуктовый. Сегодня крупные сети почти вытеснили одиночные продуктовые магазины в поселках и малых городах. Но если продукты у сетевиков, как правило, дешевле, то с лекарствами другая история. В сетевых аптеках много импортных препаратов либо тех, которые производители отдают на так называемую раскрутку. Это когда вы приходите за жаропонижающим, а фармацевт начинает навязчиво предлагать вам неизвестное средство, уверяя, что оно самое эффективное. И цена такого препарата будет не низкой.

Причины сокращения аптечной розницы - конкуренция со стороны крупных федеральных игроков, повышение арендной платы, невысокая рентабельность фармацевтической деятельности

Одиночные игроки не всегда выдерживают увеличение арендных платежей. "Повысил арендодатель плату на 20%, а аптека продает в основном лекарства из перечня жизненно необходимых, на которые минимальная наценка. И все: она уже не может выживать. А дорогие лекарства продавать некому, если аптека находится в месте, где живет население с невысокими доходами", - объясняет Шуляк. А директор Ассоциации независимых аптек (АСНА) Виктория Преснякова уточняет, что аптечный бизнес сегодня является низкомаржинальным. Ситуация усложняется еще ужесточением законодательства - например, запретом индивидуальным предпринимателям заниматься дистанционной торговлей и открывать более одной аптеки. Это делает аптечный бизнес нерентабельным для регионального аптечного ретейла, владельцев одной или небольшого количества точек. Большинство таких организаций находится в отдаленных, труднодоступных или сельских населенных пунктах , где кроме них других аптек нет.

Шуляк призывает не драматизировать ситуацию. Проблемы действительно есть, но аптеки и раньше закрывались. Безрецептурные лекарства сейчас можно заказывать через маркетплейсы, точки выдачи продаж которых есть уже почти везде. А для усиления позиций на рынке собственники небольших сетей и одиночных точек могут объединяться в маркетинговые ассоциации. Это позволяет добиваться более выгодных условий у поставщиков, поясняет Шуляк.

Индийские лекарства и импортозамещение. Эксперты оценили будущее фармрынка в России
Бизнес Фарминдустрия