Для этой цели активисты обследовали подземелье под Никольским парком. Сейчас его ходы используются в качестве обычной ливневой канализации. Но было ли так всегда?
- О подземных туннелях в Ейске знают многие жители города, - отмечает руководитель исторической секции Ейского районного отделения РГО, заместитель директора городского краеведческого музея Александр Дорошенко. - Но вот парадокс: нет ни одного официального упоминания о них. Ни о строительстве, ни о реконструкции. Некоторые историки утверждают, что они были построены для отвода воды из центральной части города и имели выход как в сторону Таганрогского залива, так и в Ейский лиман.
При детальном изучении подземных "коридоров" выяснилось, что строили их очень тщательно и надежно. Размеры хода намного больше обычных стоков. Под Никольским парком высота подземного свода достигает 1,85 метра при ширине более 1,5 метра.
- Мы посчитали, что на один погонный метр подземного хода ушло от 400 до 700 кирпичей. А под Никольским парком протяженность туннеля составляет более трехсот. Для его строительства необходимо было вырыть траншею шириной и глубиной три на три метра. Затем выложить кирпичом в два, а кое-где в три слоя, а потом засыпать. Во-первых, это огромные финансовые затраты. Во-вторых, ее строили бы несколько лет, - пояснили участники исследования.
Ейский историк Тимофей Стефанов в своей статье "Город Ейск. Статистико-этнографическое описание", рассказывая о развитии города до 1880 года, ни словом не обмолвился о строительстве туннелей или ливневой канализации.
- Напрашивается вывод: их строили до образования города Ейска, - строит версию Александр Дорошенко. - К примеру, в подвале детсада на улице Ленина был обнаружен большой проем в стене, ведущий в подземный ход высотой более 3,5 метра, а шириной около трех. И самое главное: пол был выложен не кирпичом, а брусчаткой. В XIV веке на месте Ейска было поселение Бальзимаха. Возможно, подземные ходы относятся еще к тем временам.
В подземелье также обнаружили кирпичи с клеймом "СГ" и "Ц". Специалисты из Санкт-Петербурга заключили, что кирпич "СГ" выпущен на заводе Сергея Губина в станице Новолеушковской после 1890 года. А кирпичи с клеймом "Ц" вообще ранее не встречались. В ближайшее время члены РГО планируют собрать документы для участия в грантовом конкурсе, чтобы разработать и обустроить необычный экскурсионный маршрут по сети туннелей.