16.11.2022 02:20
В мире

Почему жители Брюсселя не поддержали стремление властей улучшить транспортную ситуацию в городе

Текст:  Диана Качур
Российская газета - Столичный выпуск: №258 (8906)
Освободить город от большого потока автомобилей, выделить на его улицах больше места для пешеходов и велосипедистов попыталась столица Бельгии. Как в свое время в Москве, в Брюсселе для этого разработали программу транспортного развития. Инициатором плана с названием Good Move выступил министр транспорта Бельгии Эльке Ван ден Брандт. По мнению министра, его реализация улучшит транспортную ситуацию и в то же время к 2030 году существенно уменьшит количество выхлопных газов в 50 районах города. Прошло два года. Но десятки тысяч жителей 19 коммун, входящих в Брюссельский столичный регион, попрежнему предпочитают поездки на личных авто. А пробки, которые в процессе дорожных работ в Брюсселе стали еще больше, вызывают у них активный протест.
Жители Брюсселя по-прежнему предпочитают поездки на личных автомобилях. / Getty Images
Читать на сайте RG.RU

Дошло до того, что в конце октября несколько сотен жителей Схарбека - одной из коммун - провели против Good Move серию демонстраций. Протестующие демонтировали все указатели, которые пытались перенаправить движение транспорта, а затем символически сложили их перед мэрией коммуны. Местным властям не осталось ничего другого, как приостановить дальнейшие действия до следующей весны. Винсент Ванхалевийн, заммэра, ответственный за выполнение плана, пообещал горожанам провести "совместный поиск конкретных решений".

Брюссельцы требуют разработки новых автобусных маршрутов в более отдаленные районы города и пригороды, что в реальности поможет им меньше пользоваться автомобилями. Особенно это актуально для семей с детьми, которые тратят много времени и бензина на поездки между домом и школой. По мнению горожан, было бы неплохо сделать общественный транспорт и бесплатным. На деле же действия властей больше сводятся к сокращению парковочных мест и повышению стоимости оставшихся автостоянок. Все это в итоге усиливает противостояние между автомобилистами, велосипедистами и пользователями общественного транспорта.

Город, сплошь заставленный машинами, помнят и москвичи

Эксперты считают, что решению проблемы в какой-то мере могло способствовать объединение парковок города. Дело в том, что в Брюсселе втрое больше парковочных мест на частных стоянках, чем на улицах - под офисами, супермаркетами или магазинами, предприятиями и жилыми домами. Эти пространства используются недостаточно, в то время как каждая третья машина, курсирующая по Брюсселю, не может нормально припарковаться. Сделав их доступными для жителей близлежащих районов без дополнительной оплаты, власти могли бы убрать транспорт с улиц, а за счет площади, прежде занимаемой им, расширить велосипедные дорожки, тротуары и общественные места.

Недавние протесты побуждают сторонников Good Move впредь действовать более осторожно. Министр транспорта, в частности, заявила, что каждый муниципалитет должен двигаться к цели "в своем собственном темпе". Тем более что впереди выборы в парламент и напряжение в обществе властям вовсе ни к чему.

В Москве со 2 января изменятся тарифы на проезд в общественном транспорте
Мнение эксперта

Город, сплошь заставленный машинами, и многочасовые пробки помнят и москвичи. Но за последние годы в российской столице появились десятки пешеходных зон, год от года увеличивается сеть дорожек для велосипедистов, а машины, даже в самый напряженный час пик, все-таки едут, а не стоят. Как же Москве удалось добиться таких зримых перемен и почему это оказалось не под силу Брюсселю? На вопрос "РГ" ответил Александр Шумский, руководитель проекта "Пробок.нет":

- Приступая к любым новшествам, власти должны считаться со всем, что касается привычек населения, тем более когда речь идет о транспортных привычках. Именно потому Москва избрала для реформирования движения в городе медленный путь. Я напомню: она занимается этим уже больше десяти лет. Причем занимается комплексно. Городские власти не просто ввели в городе платные парковки. Их вводили на одной улице за другой, не забывая о бесплатных стоянках для резидентов - жителей домов на этих улицах. Одновременно развивался городской общественный транспорт. Построено более 100 километров новых линий метро, пригородные электрички превратились в еще один вид городского транспорта, на смену старым дымящим автобусам пришли комфортные электробусы. Парк наземного городского транспорта в Москве сейчас самый молодой в Европе.

Когда у москвичей появился выбор разных видов общественного транспорта, которые подходят к ним практически к подъезду, уговаривать воспользоваться ими стало уже не нужно. Все больше жителей в последние годы пользуются машинами лишь для поездок на дачу или в магазин за большими покупками. Именно такой последовательности и аккуратности в поступательном движении вперед, на мой взгляд, не хватает пока властям Брюсселя. Урок, полученный от жителей города, им все-таки придется учесть.

Бельгия