По статистике, смертность пациентов в результате остановки сердца вне больницы составляет 92% - то есть выживает лишь один человек из 10. Но вовремя проведенная сердечно-легочная реанимация в 2-3 раза повышает шансы на спасение.
Однако даже среди медиков менее половины могут правильно ответить на вопросы о сердечно-легочной реанимации. Между тем, обучение обычных людей навыкам экстренной поддержки пострадавшего до момента прибытия реанимационной бригады практикуется во многих странах - если в критический момент такой человек окажется рядом, он сможет помочь.
"В комплект VR-тренажера входит манекен, специализированный под работу с виртуальной реальностью, персональный компьютер с периферией, VR-гарнитура с комплектующими. Благодаря этому с помощью тренажера можно пройти теоретическое обучение, и тут же отработать полученные знания на практике, сформировав соответствующие навыки. При этом отпадает необходимость в преподавателе, так как оценивает ученика сама программа", - рассказали "РГ" авторы изобретения.
Сердечно-легочная реанимация (такие действия многим известны, например, по фильмам) включает непрямой массаж сердца (ритмичные компрессионные надавливания на грудную клетку) и искусственное дыхание. Весь этот комплекс действий воспроизводится на тренажере, причем в разнообразных вариантах.
"Перед началом работы нужно выбрать локацию или сценарий. Это делается на платформе оператора, разработанной в среде Unreal Engine. Оператор устанавливает сценарий и время обучения, добавляет или убирает отвлекающие факторы (шум метро, людей или машин), определяет силу и темп компрессионных движений.
Известно, что сейчас обучение сердечно-легочной реанимации проводится на простых манекенах, в лучшем случае - манекенах с датчиками или на VR-тренажерах без манекена. Но обычные манекены нереалистичны и не обладают системой обратной связи (на практике при неумелой реанимации пациенты получают травмы грудной клетки), манекены с датчиками считывают не все показатели, а виртуальные тренажеры не дают возможности обретения и отработки практических навыков", - отмечают разработчики, постаравшись создать тренажер, лишенный всех этих недостатков.
В Сеченовском университете подсчитали, что VR-технологии на 40% сократят количество ошибок по сравнению с традиционным обучением, в четыре раза увеличат скорость обучения, поскольку новую методику можно применять для группового обучения.
Над проектом Сеченовский университет работал совместно с компанией VRT при поддержке "Фонда содействия инновациям". Планируется, что разработка выйдет на рынок уже в следующем году.