Главное новшество для пациентов - с 1 декабря не нужно будет носить с собой бумажный полис ОМС. "Застрахованные лица при обращении за медицинской помощью обязаны предъявить по своему выбору полис ОМС на материальном носителе или документ, удостоверяющий личность (для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении)", - такие изменения в закон об ОМС заработают в первый день зимы.
Проще говоря, как уточнила "Российской газете" адвокат Ольга Сулим, бумажная версия документа с 1 числа перестанет быть обязательной для предъявления.
"Медицина у нас в стране, как известно, бесплатная. Но для того, чтобы подтвердить свое право на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (поликлиниках, больницах), пациенты должны были предъявить свой бумажный полис ОМС. Это совсем не удобно: люди, которым требуется медицинская помощь, просто забывают взять полис. Когда что-то болит - не до бумажек. Поэтому с нынешнего года полис ОМС приобретает форму штрих-кода, которая будет присваиваться сведениям о каждом россиянине в едином государственном регистре о застрахованных лицах (оператором регистра выступает Федеральная налоговая служба, так закреплено законом 168-ФЗ)", - поясняет Наталья Свечникова, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Плеханова.
Она уточняет, что электронный полис будет формироваться автоматически при рождении ребенка, либо по заявлению россиянина, а также на основании информации, полученной от госорганов, в том числе отделений ЗАГС. Срочно бежать в страховую и менять бумажный на электронный полис не нужно. Как поясняет эксперт, пока данные всех, кто сейчас застрахован по ОМС, автоматически переносят в госрегистр. Об этом должны проинформировать в личных кабинетах на портале госуслуг. "Это согласуется с частью 11 статьи 10 закона 168-ФЗ "О едином федеральном информационном регистре". А действующие полисы в бумажном или пластиковом виде заменят только тем, кто специально за этим обратится", - добавила Свечникова.
По закону с 1 декабря лечебные учреждения не смогут отказать больному в медицинской помощи, если у него нет при себе полиса ОМС. Главное, чтобы был паспорт или какой-либо документ, удостоверяющий личность. Но эксперты предупреждают, что пока идет "обкатка" новой цифровой системы, могут быть и накладки. "Пока не все больницы России готовы принимать пациентов с ОМС в электронном виде. И уж тем более не все лечебные учреждения смогут оперативно обмениваться информацией друг с другом", - считает Ольга Сулим. Смущает юриста и то, что, по новым правилам, в единой базе персонифицированного учета уже не нужно отражать такую информацию, как итоги обращения в клиники за помощью, данные о врачах, которые эту помощь оказали.
"То есть, в базе "всех сведений о пациенте" не будет достаточно важной информации для врачей, осуществляющих последующее лечение", - добавляет Ольга Сулим.
За что пациенты не должны платить?
Существует четыре вида бесплатной медицинской помощи.
Первый, как поясняют в минздраве, - это медико-санитарная помощь. Это та, которая оказывается, например, фельдшерами в условиях стационара или участковыми терапевтами.
Второй вид - специализированная медицинская помощь (оказывается в условиях стационара). Третий вид - высокотехнологичная. Это помощь с применением сложных и уникальных методик и технологий.
Четвертый вид - скорая медицинская помощь. Оказывается во всех экстренных случаях.
Не нужно платить за лекарства, которые назначают врачи в больницах, а также при прохождении лечения в дневных стационарах. Не подлежат оплате медицинские изделия, компоненты крови, лечебное питание, в том числе специализированные продукты, назначаемые по медицинским показаниям.
Одноместные или маломестные палаты предоставляются не за дополнительную плату. Размещение в них также входит в программу бесплатного обязательного медицинского страхования.
Бесплатно перевозятся и больные, находящиеся на лечении в стационаре, в другие клиники или центры, если требуется дополнительное обследование или диагностика.
Бесплатно в России производятся:
- медицинская реабилитация;
- экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО);
- различные виды диализа;
- химиотерапия при злокачественных заболеваниях;
- профилактические медицинские осмотры, в том числе детей;
- диспансеризация и другие виды помощи.
Если пациент не доволен качеством медицинской помощи, то первым делом он должен обратиться с претензией к завотделением стационара или руководителю медицинской организации. Также стоит сообщить о факте нарушения в свою страховую компанию (ту, которая выдала страховой полис).