17.11.2022 16:00
Культура

В чем новый фильм Дарденнов "Тори и Локита" перекликается с Достоевским

Текст:  Константин Губанов
С 17 ноября в российском прокате новая лента братьев Дарденн - социальная драма о детях-мигрантах из Африки, которые в поисках лучшей жизни перебрались в Бельгию. Однако оказалось, что в цивилизованных европейских странах не меньше варварства, чем в самых затаенных уголках родного континента.
/ kinopoisk.ru
Читать на сайте RG.RU

Она - Локита - 17-летняя девушка, которая, несмотря на возраст и уже внешне вполне сформировавшуюся женственность, внутри все еще остается маленькой девочкой, боящейся что-либо сказать в адрес обидчика и покорно выполняющей любые приказы, вплоть до оказания сексуальных услуг. У нее дома остались мать с братьями, для которых дочь и сестра - фактически единственный источник дохода. Нюанс только в том, что героине никак не оформят документы, а потому путь на легальную работу со стабильной зарплатой ей заказан.

Он - Тори - мальчик около 10 лет, которого преследовали на родине, считая колдуном, и благодаря этому обстоятельству пареньку как жертве религиозных притеснений предоставили вид на жительство и хоть какие-то социальные гарантии от государства. Тори и Локита выдают себя за родных брата и сестру, по факту такими не являясь, чтобы девушке тоже оформили все необходимые бумажки. Жизнь подростков протекает между обиваниями порогов государственных учреждений и попытками хоть что-то заработать, для чего приходится прибегать как к легальным способам, будь то выступления в кафе, так и не совсем, например, продаже наркотиков.

Братья Дарденн не изменяют себе, и их новая картина - предельно реалистичное, чуть ли не документальное кино о современных "униженных и оскорбленных", развенчивающее многие мифы о благополучной Европе. Режиссеры погружают своих персонажей в мир, которому все равно, что дети вынуждены вести каждодневную борьбу за собственное существование. Миграционные службы отмахиваются нормами законодательства; перевозчики, некогда доставившие детей в Бельгию, теперь требуют от них крупную сумму денег; повар в итальянском ресторане и по совместительству местный барыга оказывает посильную помощь мигрантам, но только пока они разносят белые таблеточки по клиентам.

Стоит обозначить, что зрителю не стоит обманываться: перед ним не современная версия "Гензеля и Гретель", где детишки одерживают победу над злом и под звуки фанфар возвращаются домой. "Долго и счастливо" оказывается, увы, недостижимо. Однако постановщики, стоит отдать им должное, не пытаются спекулировать, демонстрируя во всей красе откровенную "чернуху", чтобы разжалобить зрителя. На экране представлена жизнь такой, какая она есть. Недаром режиссеры в течение нескольких лет общались с реальными подростками-мигрантами и теми, кто оказывает психологическую и иную помощь вынужденным переселенцам.

Вышел трейлер документально-анимационного фильма "Пелевин"

Однако есть и проблески надежды. Для Тори и Локиты - их дружба. Братья Дарденн вновь взяли на главные роли непрофессиональных актеров, и одному только Богу известно, как им удается сделать так, что люди буквально с улицы играют на уровне мастеров. Локита в исполнении Жоэли Мбунду - девушка, которая отчаянно пытается казаться сильней, чем она есть на самом деле. Ей самой в пору нужны защита и поддержка, но она превозмогает слезы и не то нервные, не то сердечные припадки, чтобы выстоять ради названого брата. Тори, сыгранный Пабло Шильсом, - это веселый и активный ребенок, готовый ввязаться в любые авантюры. Однако за кажущейся детской непосредственностью таится столь горький жизненный опыт, что 10-летний мальчик серьезно обдумывает возможность самолично торговать запрещенными веществами, лишь бы облегчить ношу "старшей сестры". Экранная химия между героями настолько чувственная и проникновенная, что становится даже обидно: почему столь близкие по духу подростки оказываются неродными в кровном плане.

Последнюю вышедшую на данный момент ленту братьев Дарденн некоторые критики окрестили чуть ли не самым "злым" их творением. В том смысле, что предыдущие работы постановщиков оставляли надежду на светлое будущее, а "Тори и Локита" завершаются резким и болезненным финалом, который дает своеобразную пощечину зрителям. Режиссеры будто выступают на судебном процессе и устами одного из героев бросают "Я обвиняю!" не только миграционным и социальным службам, которые из-за бюрократических проволочек оставили двух детей наедине с нечистыми на руку дилерами и прочими мерзавцами. Жан-Пьер и Люк Дарденны обвиняют европейское общество в том, что оно, прикрываясь высокими идеалами, в действительности стоит на столпах несправедливости, равнодушия, апатии и бесчеловечности. При этом может сложиться впечатление, что братья словно расписываются в напрасности десятилетий своих трудов, ведь зло так и не удалось искоренить. Скорее даже наоборот.

Однако "Тори и Локита" - крайне гуманистическое кино. Чем-то это напоминает лучшие произведения Достоевского, который, рисуя порой самое дно человеческих пороков, непременно находил среди смрада и грязи нечто возвышенное. И человеколюбие постановщиков заключается в том, что Тори и Локита, совершенно чужие друг другу люди, стали настоящей семью и из свой дружбы сотворили тот дом, который искали на родине и не нашли на чужбине.

Мировое кино