20.11.2022 20:03
Экономика

Минпромторг предложил индексировать утильсбор для техники

Текст:  Ксения Демьяненко
Российская газета - Федеральный выпуск: №262 (8910)
Минпромторг внес в правительство проект постановления об индексации утильсбора на бульдозеры, катки, самосвалы и другую строительную технику, которую выпускают в России, сообщил в интервью "Российской газете" замглавы министерства Альберт Каримов. Так планируется защитить отечественный рынок от импорта. Представитель минпромторга рассказал, грозит ли российским строителям дефицит спецтехники, чем и как заменить западные машины.
В России доля своей техники составляет около 30%, но в автокранах она более 80%, а в бульдозерах доходит до 40 / Дмитрий Феоктистов / ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Альберт Анварович, из-за укрепления рубля российские производители строительной и дорожной техники сейчас проигрывают иностранным в ценах. В отрасли просили увеличить утильсбор для техники. Минпромторг предложение поддержал?

Альберт Каримов: В результате нарушения сложившихся логистических цепочек, а также роста курса рубля к иностранным валютам отмечается существенный рост импорта специализированной самоходной техники из Китайской Народной Республики. Происходит это в том числе за счет агрессивной ценовой политики китайских производителей, обеспечиваемой национальными мерами государственной поддержки. В этих условиях стоимость импортной техники стала ниже стоимости продукции российских производителей. Для выравнивания ситуации на рынке минпромторгом в правительство внесен проект постановления об индексации утильсбора, в том числе на отдельные категории грейдеров, бульдозеров, катков, погрузчиков и карьерных самосвалов, производство которых освоено на территории России, а производственные мощности позволят удовлетворить внутренний спрос.

Техника, производство которой в России не освоено, например, дорожные фрезы, ресайклеры, бетоноукладчики, самоходные скоростные комплексы по укладке асфальтобетонных дорог, утилизационным сбором не облагается.

Проектом постановления пока не предусмотрена индексация в отношении тех категорий техники, где возможности российских производителей не позволяют полностью удовлетворить спрос на внутреннем рынке. Это экскаваторы, некоторые категории погрузчиков, бульдозеров и карьерных самосвалов.

Правительство выделяет более 44 млрд рублей на производство авиадвигателей

Какая доля техники для строительных и дорожных работ до сих пор была импортной и что происходит сейчас, в условиях санкций?

Альберт Каримов: Доля российской техники на внутреннем рынке по итогам 2021 года составила около 30%. Но это среднее значение в целом по отрасли, и оно сильно колеблется в зависимости от сегмента. Например, в автокранах доля отечественной продукции на рынке превышает 80%, в бульдозерах и автогрейдерах доходит до 40%. В условиях санкций мы наблюдаем сохранение этого соотношения российской и импортной техники.

В отрасли говорят, что пока все используют старые запасы, а потом может быть ее дефицит. Остановятся ли стройки и лесопилки?

Альберт Каримов: Уверен, что отрасли-потребители не остановятся - спрос будет покрываться за счет российской техники, а также продукции из дружественных стран.

Все ли виды машин можно заменить техникой из Азии?

Альберт Каримов: В странах этого региона производят всю основную номенклатуру техники. По итогам девяти месяцев 2022 года импорт строительной техники из Азии вырос в 3,5 раза.

Российские промышленники способны в ближайшие два года нарастить производство техники

Сколько времени нужно нашим производителям, чтобы наладить отечественное производство такой техники или хотя бы запчастей к ней?

Альберт Каримов: Освоение производства строительно-дорожной техники требует больших финансовых вложений, а также наличия квалифицированных кадров. Существующие компетенции российских промышленников позволят в ближайшие год-два нарастить производство техники, а также освоить производство новых видов продукции и запасных частей. Сейчас российские производители продолжают разработку гусеничных асфальтоукладчиков шириной захвата до 13 метров, бульдозеров эксплуатационной массой более 70 тонн. В этом году планируют приступить к реализации проектов по разработке автоматических коробок передач для колесных погрузчиков и экскаваторов-погрузчиков, гусеничных ходовых систем для бульдозеров и экскаваторов.

Эксперты рассказали о способе поддержки отечественных производителей техники

Будет ли господдержка таких проектов?

Альберт Каримов: Минпромторг уже реализует комплекс механизмов, направленных на поддержку проектов по созданию новых видов продукции: это и компенсация затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе по комплектующим, программа субсидирования обратного инжиниринга, предоставление льготных займов Фонда развития промышленности на создание новых и модернизацию действующих производственных мощностей.

По данным Росстата, с 2018 по 2021 год выросло число экскаваторов, автокранов, грейдеров со сроком службы, превышающим срок амортизации. По другим позициям количество старой техники уменьшилось (скреперы, бульдозеры, башенные краны и пр.). Почему такие противоположные тенденции?

Альберт Каримов: Компании осуществляют обновление парка техники исходя из наличия денежных средств, а также руководствуясь коммерческими интересами. В то же время обновляется в первую очередь самая изношенная техника, этот процесс цикличен. К тому же после превышения срока амортизации техника может не использоваться, но числиться на балансе компании. При этом мы видим ежегодное наращивание продаж российской специализированной техники. Например, по итогам девяти месяцев этого года рост к аналогичному периоду прошлого года составил 6%, что свидетельствует о динамичности темпов обновления парка техники

Минпромторг Промышленность