20.11.2022 18:19
В мире

Почему в Германии продукты дорожают и исчезают

Текст:  Василий Федорцев
Российская газета - Федеральный выпуск: №262 (8910)
В Германии при инфляции в 10,4 процента рост продукты по сравнению аналогичным периодом прошлого года составил более чем двадцать процентов. По некоторым товарным позициям рост еще более впечатляющий, По данным федеральной статистической службы, в сентябре годовой рост оптовых цен на молочные продукты составил 57,5 процентов, на продукцию животноводства - от 20 до 60 процентов, зерновые подорожали более чем на 40 процентов.
Инфляция в зоне евро грозит "эффектом домино" в пищевой отрасли Германии. / REUTERS
Читать на сайте RG.RU

Из-за роста цен на энергию, топливо и корма для животных производители не только поднимают отпускные цены, но и сокращают производство, что ведет к возникновению дефицита. Производители предупреждают, что с прилавков в ближайшее время могут пропасть яйца и мясо, по крайней мере немецкого производства. Если компенсировать дефицит за счет импорта не удастся, то это повлечет за собой "эффект домино" в пищевой отрасли, поскольку исчезнут ключевые компоненты для множества других продаваемых в магазинах продуктов питания. "Велика опасность того, что параллельно с энергетическим кризисом мы скатываемся также и в кризис продовольственный", - говорит в интервью изданию Welt глава Союза немецкой мясной промышленности Гереон Шульце-Альтхоф.

Впрочем, текущий кризис, как давно уже говорят в Германии, носит комплексный характер, и причины подорожания продуктов связаны не только с ростом цен на энергию. Яйца, например, дорожают еще и по причине свирепствующего в стране птичьего гриппа, а также из-за принятого в прошлом году правительством запрета на уничтожение цыплят мужского пола, что резко повысило издержки птицефабрик. В мясной отрасли производство значительно сократилось еще во время пандемии, при этом производители жалуются на отсутствие какой-либо господдержки - руководимый "Зелеными" немецкий минсельхоз не скрывает своих планов сократить поголовье скота, а вместе с ним и потребление мяса гражданами ради достижения климатических целей.

Но и сами производители продуктов вместе с торговцами не упускают возможности воспользоваться ситуацией для увеличения своей прибыли. Центр по защите прав потребителей Северного Рейна-Вестфалии еще летом этого года отмечал, что цены в рамках отдельных групп товаров в разных супермаркетах отличаются в десятки раз, что нельзя объяснить одним только ростом производственных издержек. По словам одного из руководителей центра Вольфганга Шульджинского, ценообразование на продукты носит "крайне непрозрачный и спекулятивный характер". "Есть подозрение, что торговцы и производители используют инфляцию в собственных целях", - говорит его коллега Шульджинского из общества защиты прав потребителей Гамбурга Армин Фалет.

С защитниками прав потребителей соглашаются и немецкие экономисты. "Предприятия пытаются использовать высокий уровень инфляции для того, чтобы увеличить свою прибыль. Это можно наблюдать и в сельском хозяйстве, и в перерабатывающей промышленности, и в торговле", - приводит телерадиоканал BR мнение сотрудника дрезденского Института экономических исследований Йоахима Рагнитца. Федеральная антимонопольная служба Германии еще в августе обещала разобраться с ценами на продукты, но никаких ощутимых результатов пока не видно. Наоборот, продукты становятся все дороже и по прогнозам будут дорожать дальше. Недавно в немецких супермаркетах буквально за один день вдвое выросли цены на замороженных гусей, которых в Германии традиционно готовят к рождественскому столу. Причем, как отмечает Süddeutsche Zeitung, гуси были произведены еще в прошлом году, но торговые сети это не смущает - они ссылаются все тот же птичий грипп, из-за которого гусятина стала дефицитом, а заодно и на инфляцию, заставляющую производителей повышать цены.

Продукты резко дорожают и в других странах ЕС, и где-то, как например, в Греции и Венгрии, власти уже вводят принудительное ограничение цен на наиболее важные товарные позиции. В Германии, согласно соцопросам, такую меру готовы считают необходимой уже более третьи жителей. Против, однако, выступают торговцы и производители, утверждая, что ограничение цен - это необоснованное вмешательство государства в рынок.

Guardian: Франция и Германия могут лишиться доминирующего положения в Европе
Германия