20.11.2022 19:44
Культура

Андрей Максимов: Марчелли поставил спектакль про безбожное общество, в котором подлинная любовь не только не нужна, но даже смешна

Текст:  Андрей Максимов (писатель, телеведущий, режиссер)
Российская газета - Федеральный выпуск: №262 (8910)
Евгений Марчелли - худрук Театра имени Моссовета - все время дает поводы для высказываний. Только, казалось бы, вышел "Гамлет" и вот уже, пожалуйста, "БЕСприданница" Островского.
Читать на сайте RG.RU

На мой вкус "БЕСприданница" - лучшее из всего, что пока поставил Марчелли в Театре им. Моссовета. Да, у меня много вопросов к костюмам (художник по костюмам Фагиля Сельская). Да, декорация Игоря Капитанова мне кажется какой-то всеобщей, в ней, в принципе, можно играть любой спектакль.

Но в целом "БЕСприданница" - абсолютно внятное, понятное, жесткое высказывание режиссера. Марчелли постоянно немного переделывает название пьес, которые он ставит, и на это перестали обращать внимание. В данном случае, на мой взгляд, БЕС выделен не случайно.

Марчелли поставил спектакль про безбожное общество, в котором подлинная любовь не только не нужна, но даже смешна. Карандышев, в очень интересном исполнении Дмитрия Подадаева, любит искренно, но неумело, и убивает он Ларису Дмитриевну в финале как-то нелепо и безысходно. Карандышев одновременно влюблен и смешон... Жутковатое сочетание.

И Паратов (прекрасная работа Павла Чинарева) в этом спектакле (в отличие от известной картины Рязанова) тоже Ларису Дмитриевну любит. Не пользуется ей - восторгается. Это очень противоречивый Паратов, очень сложный, очень неоднозначно живущий.

Марчелли поставил спектакль про безбожное общество, в котором подлинная любовь не только не нужна, но даже смешна

Женщина в мире мужчин, где никто не может ее защитить, - вот о чем Марчелли. Очень современная история. Стержень которой - Огудалова в блестящем исполнении Елены Валюшкиной. Если Анастасия Белова, пока еще только порывающаяся к своей Ларисе, играет женское отчаяние, бесконечный и страшный вызов судьбе, то Валюшкина, позволю себе сказать, играет мудрость. Она все понимает, она все знает...

Мне кажется, мы недооцениваем мастерство Виталия Кищенко - это большой актер, который давно уже достоин собственного спектакля, очевидно, Кищенко может сыграть все. Его Кнуров - старый, уставший от жизни человек, абсолютно равнодушный ко всему, в том числе к любви. Человек, у которого нет сил жить, он доживает. Для того чтобы такое доживание было интересно зрителю и увлекало его, нужно быть большим артистом.

Андрей Максимов: Такое ощущение, что новые худруки как-то не собираются никого потрясать

Марчелли ненавязчиво, но все-таки соединил Кнурова и Вожеватова в пару. Влад Боковин (Вожеватов) интересно и живо играет как бы молодой вариант Кнурова. Вожеватов человек прорастающий в Кнурова. Очень интересное движение. Ну и наконец нельзя не упомянуть Евгения Ратькова, смешно и иронично сыгравшего Робинзона.

Островский ли это? Мне кажется, да. Есть главное: живые люди, которые выстраивают живые отношения. Есть характеры. Есть подлинная боль за мир, из которого уходит Бог. Ведь Бог - это любовь, где нет любви - там нет Господа. А есть одинокое мятущееся сердце, у которого нет пристани, кроме смерти.

Однако если вы пойдете в социальные сети, увидите огромное количество негатива, который вылит на этот спектакль. Откуда он берется? Почему в одной из сетей создан неофициальный сайт Театра Моссовета, который занят только одним: руганью всего, что делает Марчелли? Мне кажется правильным, если читатели "РГ" будут в курсе происходящего.

Дело в том, что, когда Евгений Марчелли пришел в театр, оттуда ушли два знаменитых народных артиста.

Есть в этой постановке Островский - мучающийся, тревожный автор. И есть прекрасные актерские работы

Вообще в том, что артисты уходят из театра, нет ничего особенного. Из Театра имени Табакова ушли: народный артист Михаил Хомяков, неповторимая Евдокия Германова, обаятельный и талантливый Александр Мохов, любимица публики замечательная Анна Чиповская. Вы слышали об этом? Может быть, и нет. Люди ушли спокойно, безо всякого скандала.

Уход двух народных из Театра Моссовета стал невероятным событием. Вокруг своих кумиров собрались поклонники и начали целенаправленно требовать увольнения Марчелли с поста худрука. Им не нравится все. Чтобы был понятен уровень претензий... Новый главный художник Анастасия Бугаева по-новому оформляет фойе театра - на мой взгляд, блестяще. В год 100-летия театра появились фотографии известных моссоветовских актеров и режиссеров, они подписаны заглавными буквами - и фамилия, и имя. Предъявляется на полном серьезе претензия, что фамилия написана маленькими буквами.

Театр то ли не хочет, то ли не умеет бороться в социальных сетях, и множество незнающих посетителей всерьез начинают думать, что Марчелли ничего хорошего в театре не делает. Ему вспоминают все его прошлые грехи. Один из народных артистов на полном серьезе написал, что объявляет своему худруку войну, и война идет нешуточная. И нет у меня уверенности, что Марчелли устоит, хотя очень бы хотелось.

Мне кажется, что прецедент странный: поклонники артистов требуют увольнения худрука. Я убежден, что культурное начальство уже давно должно высказаться по этому поводу. Но нет.

Я читал отклики на "БЕСприданницу" и мне казалось, что бесы водят не только героев спектакля. Нет в этом спектакле пошлости - ну, может быть, в одном костюме, но про костюмы я сказал. Зато есть в этой постановке Островский - мучающийся, тревожный автор. И есть прекрасные актерские работы - тонкие и неоднозначные. И есть внятная история. И понятно ради чего поставлено.

Театр готовится праздновать 100-летие. Важно, что накануне выходит именно такой спектакль, - и то, что Островский, и то, что не опошлено, и то, что современно.

А мне остается поздравить любимый театр с хорошим спектаклем и надеяться, что здравый смысл восторжествует.

Андрей Максимов: Свободные режиссеры занимаются текстом и актерами
Театр