20.11.2022 17:14
Культура

В Музее декоративно-прикладного искусства рассказали, как создавались киношедевры "Обыкновенное чудо", "Покровские ворота", "Айболит-66"

Текст:  Максим Васюнов
Михаил Карташов и Людмила Кусакова, их имена до этого дня были известны только узким специалистам, но их творчество видели миллионы. Они работали художниками кино. Например, создавали "Обыкновенное чудо" Марка Захарова, "Покровские ворота" Михаила Козакова, "Цареубийцу" Карена Шахназарова и еще десятки картин, а построенная на родном для нее "Мосфильме" декорация старой Москвы стала местом действия для сотни современных фильмов, по этой декорации также водят экскурсии. Кусакову киношники называют "женщиной, которая строила города". Муж художницы Михаил Карташов тоже создавал миры, без которых мы не можем представить историю нашего кинематографа - "Два капитана", "Ищите женщину", "Уроки французского". Но как оказалось, это были еще и совершенно самобытные мастера, во многом заложившие тенденции современного искусства с его мультимедийными концептами. Об этом когда-нибудь снимут свое кино.
Читать на сайте RG.RU
В Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка "Обыкновенное чудо"

"Меня пригласили в мастерскую к Людмиле Кусаковой, которая ушла от нас два года назад, - рассказывает галерист Инна Хегай. - И я увидела, что под слоями пыли лежат картины, инсталляции, графика, все это в одной куче. Стала разбирать и была по-хорошему шокирована, потому что под пылью оказались настоящие шедевры, это и мастерство, и талант, и интеллект".

Всего в мастерской художников и на их даче было более 500 работ, о которых знали лишь единицы. Помимо эскизов Кусаковой, под паутиной и пылью ждала своего часа планета под названием "Карташов". Причем от кино здесь очень мало. Речь идет об абстракции, условности, эксперименте с формой и материалами - например, радиатор автомобиля ГАЗ легко сочетается с зеркалом. Или вот - типично карташовская - инсталляция "Геометрическая композиция в круге" из дерева и гипса, произведение, наполненное подтекстами и аллюзиями - то ли распятие перед тобой, то ли образ художника, то ли космонавта - учитывая время создания произведения - шестидесятые - все может быть.

Кстати, о библейских мотивах. Карташов был верующим человеком, глубоко разбиравшимся в религии. Во многом, это закрывало ему путь на выставки. "Блудный сын", на котором не видно лица сына - метафора целого поколения. В новозаветных инсталляциях эксперименты не только со смыслами, но и инструментами. Так, фаянс в сочетании с гвоздями - все это под очередным образом распятии - вызывает и оторопь, и жуть, и катарсис. Подобные работы - если говорить о мастерах кино - могли бы с огромной радостью оценить Сергей Параджанов или Тонино Гуэрра - тоже любители соединять глубокие метафоры с подножным материалом. Впрочем, если говорить о влиянии, то в работах Карташова больше преемственности от русского авангарда начала XX века.

Неизвестные шедевры решено было открыть широкой общественности, к организации выставки - назвали ее просто и точно "Обыкновенное чудо" - подключился Всероссийский музей декоративного искусства, который и предоставил свои залы. До зрителей пока дошли около ста работ, но кураторы постарались показать не просто грани талантов художников, а выразить дух времени, в котором были созданы многие из представленных полотен и инсталляций.

Российские кинокомпании показали международные постеры знаковых фильмов

"Мы постарались воссоздать атмосферу культурной жизни Москвы второй половины XX века, когда творцы начали уходить от кандовости, когда стали соединять в одном произведении элементы и живописи, и скульптуры, и фотоколлажи и театральные сцены, - рассказывает куратор выставки Инна Хегай. - Это было время творческой свободы, герои нашей выставки даже свою дачу хотели назвать "Домом свободы".

А еще герои выставки мечтали о музее художников кино, причем их дача - которая, как говорили на открытии экспозиции, и есть "тот самый дом Волшебника из "Обыкновенного чуда" - должна была стать частью этого музея, но не получилось. Единственное, что удалось Кусаковой - это двадцать с лишним лет хранить работы мужа. И память о нем. По большому счету, рассказывает ее друг и издатель Игорь Сазонов, Людмила Михайловна всегда говорила, что художницей ее сделал именно супруг. В изданных записных книжках Кусаковой читаем: "Память предлагает мне и такую картинку: мы еще юные на даче у кого-то в гостях. Я стою на веранде и вижу, как над забором проплывает огромный стог из полевых цветов. Еле удерживая его, в калитке появляешься ты. Подходишь и бросаешь стог мне в ноги: - Это тебе, надеюсь, ты увидишь то, что вижу я".

"Толстой написал три романа, Достоевский - пять, Пелевин - 19". Басинский о фильме Чепеля к юбилею писателя

Она смогла увидеть и во многом стала более успешной художницей в кино. Более того Людмила Кусакова повлияла на развитие отечественного кинематографии, передавая в своих эскизах не столько сюжет, сколько образ, "листы настроения". Кинооператор Николай Немоляев вспоминает, как он возмущался таким подходом художницы, на что она отвечала "Это чтобы ты думал, Коля". На выставке представлены ее шедевральные эскизы, в том числе к "Обыкновенному чуду", "Покровским воротам", ""Айболиту-66".

"Интересно, что во многих своих работах Людмила Михайловна приближается к работам мужа, они как бы уже даже в творчестве начинают походить друг на друга, как давно живущие вместе влюбленные, начинают походить друг на друга внешне, - рассказывает ученик Кусаковой Александр Кинзерский, - так что эта выставка еще и их история любви".

Выставка-открытие двух художников продлится в Музее декоративного искусства до 25 ноября.

Музеи и памятники Наше кино Москва