Есть мнение, что пенсионную систему лучше создать один раз и "на века". И не перелопачивать каждые 5 - 10 лет. Будем надеться, что нынешние предложения - лишь доработка того, что не доделали в 2018 году. После чего сердце пенсион-реформаторов наконец успокоится и даст возможность двум-трем поколениям выходить на пенсию по одинаковым правилам.
В 2018 году, повысив пенсионный возраст, власти ничего не стали делать с накопительной частью пенсии, хотя обещания на сей счет прозвучали, насколько помнится, еще тогда. Теперь речь как раз и пойдет о новой добровольной накопительной пенсионной системе. Если упрощенно, о системе индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). По которым инвестор имеет налоговые льготы при инвестициях до 400 тыс. руб. в год (такая сумма имеет право на налоговый вычет, либо же от налогов освобождается прибыль, полученная в результате биржевых операций). Обещают ИИС нового типа, но тут надо подождать подробностей. Размер льготы останется прежним - 400 тыс. Также, скорее всего, будет проведена "приватизация" тех пенсионных накоплений, которые были заморожены с 2014 года. Будущие пенсионеры-инвесторы получат возможность более свободно распоряжаться этими средствами, но тут снова нужны подробности.
В чем была суть "заморозки" накопительной части? Изначально работодатель платил на выплату страховых пенсий имеющимся пенсионерам 16% от фонда оплаты труда, плюс 6% шли в накопления самого работника. С 2014 года и эти 6% стали направляться на выплату "текущим пенсионерам".
Теперь, если дадут право более свободно распоряжаться замороженной частью, то, скорее всего, в страховую часть выплаты сохранятся в размере 22% от ФОТ, а дальше каждый гражданин сможет еще дополнительно 6% инвестировать в свою накопительную часть пенсии. И за это ему обещают налоговые льготы. В общем, выглядит логично. И будь я помоложе, я бы в эту игру "вдолгую", наверное, сыграл. Один раз я так уже и поступил - в самом начале пенсионной реформы. Еще когда тех, кто родился раньше 1967 года, не отсекли жестоко от накопительной части вообще. Там даже какие-то небольшие деньги накапали.
Однако есть сомнения: а захотят ли сыграть "вдолгую" с государством большинство будущих пенсионеров? Все-таки есть элемент недоверия, существующий с 2014 года. "Временная" заморозка как-то затянулась. А множественные метания "пенсионных реформаторов" это недоверие, увы, не развеяли. Эту задачу надо будет решать. Также вызывает сомнение намерение зафиксировать порог пенсионных отчислений на уровне 22% от ФОТ. Психологически будущий пенсионер должен будет докладывать "свои кровные", условно, в фондовый рынок под обещание налоговых льгот. Можно было бы вернуться к раскладу 16+6%.
Налоговые льготы - вещь хорошая. Но широкие массы, как правило, не разбираются в тонкостях и исходят из представления (не совсем верного), что у налоговой невозможно ничего вернуть, а легче плюнуть и забыть. Обывателя надо будет переубеждать.
Cамое главное: будущим пенсионерам придется разбираться в тонкостях отечественного фондового рынка, даже если они собираются доверить управление пенсионными накоплениями управляющим компаниям. Тут и лежит настоящая "засада", с которой регуляторам надо разобраться одновременно с введением упомянутых новаций. Потому как сейчас отечественный фондовый рынок - это казино, где наверняка выигрывает только крупье, но мы его не знаем.
О порядке цифр. Сейчас количество ИИС на Мосбирже (можно считать их аналогами будущих пенсионных ИИС) достигло 5,7 млн. Всего же брокерские счета имеют более 22 млн человек, однако большая часть из них - пассивные либо с незначительными суммами. В программе софинансирования пенсий (до 2014 года) приняли участие максимум 14,5 млн чел. По данным ЦБ, ссылаясь на данные негосударственных ПФ, количество участников добровольной пенсионной системы на середину 2022 года составило 6,2 млн человек. Потенциал новой системы накопительных пенсий, предположим, может составить от 6 до 22 млн человек. Тоже хорошие цифры. Хотя пенсионеров у нас более 40 млн. Но!
По примеру моего личного ИИС могу сказать, что в силу известных политических "турбуленций" он рухнул в этом году примерно наполовину, а часть иностранных ценных бумаг там вообще заморожена. Я такой явно не один: медианная доходность негосударственных пенсионных фондов составила на первые три квартала лишь 6,1% годовых при инфляции около 14%.
Надо продумать механизм компенсации воздействия подобных "форс-мажоров" (хотя лучше их вообще избегать) хотя бы в отношении пенсионных счетов. У ЦБ весной была неплохая идея выкупать российские акции за счет ФНБ для поддержания цен. О результатах такого "обратного выкупа" что-то ничего не слышно. Был ли он? Это раз. Далее, надо решительно положить конец инсайдерской торговле и манипуляциям, до чего пока очень далеко. Это два. Возможно, нужны гарантии от делистинга по произвольным причинам, ведущего к огромным потерям держателей акций, или по крайней мере прописать на такие случаи гарантии миноритариям. Это три. Было бы еще и "четыре": допустить пенсионные фонды к работе с зарубежными "голубыми фишками". Однако сейчас это нам не подходит. Впрочем, новая система может заработать и в случае выполнения "раз, два, три". Тем более что наш фондовый рынок сейчас почти "на дне" и еще может начать расти.