Никита Юрьевич, минобрнауки подготовило законопроект о выделении в отдельный уровень образования специалитета. Уже есть ясность, как это будет?
Никита Анисимов: Любое изменение в системе образования должно отвечать на простой вопрос - зачем? В законопроекте прописано: по важным, приоритетным для государства направлениям можно будет учиться преимущественно в рамках специалитета - 5 или 6 лет. Я считаю, что ведущие университеты мира должны конкурировать за лучшие таланты по всему миру. Глобальность университетов и заключается в том, что не только западные страны должны привлекать к себе лучших студентов из других стран, но это должны делать и российские вузы - бороться за таланты из Индии и Китая, и этого не нужно стесняться.
А чтобы привлекать в Россию талантливых ребят из-за рубежа, необходимо предлагать им понятные правила игры, не запутать их переименованием уже существующих пятилетних программ. Отдельно стоит и вопрос финансирования дополнительного года. Как это будет, пока непонятно.
В следующем году Вышка выдаст дипломы первым выпускникам пятилетнего бакалавриата. Что это за формат?
Никита Анисимов: Пять лет назад Вышка приняла решение ввести такой формат, потому что для качественной подготовки хорошего историка или, например, востоковеда четырех лет мало. Это бюджетное обучение, студенты ничего не платят, а пятый дополнительный год университет оплачивает из своих внебюджетных средств.
Вышка только что запустила первую российскую систему тестирования на знание иностранных языков "Лингвотест". Наш ответ ушедшему TOEFL? Для кого она?
Никита Анисимов: Это отечественная разработка, первая российская система оценки качества знания иностранного языка. Мы рассчитываем, что она заместит не только тестирование TOEFL, но и другие зарубежные аналоги. Я всегда говорю: cанкции - время возможностей. И мы эти возможности используем. В этом проекте "вышкинский" опыт независимой экспертизы уровня владения английским языком среди студентов, наши совместные с группой компаний "Просвещение" методические разработки и государственная система контроля персональных данных от Росаккредагентства.
Наш тест для тех, кому уже исполнилось 18 лет и кому нужно не просто проверить знания в целом, но и оценить динамику изменений в уровне владения языком. "Лингвотест" станет подспорьем не только для студентов, но и ученых, бизнесменов, которые в своей работе выходят на международный уровень.
Пройти тестирование уже можно очно в одном из центров ВШЭ, скоро появится онлайн-формат. В тесте четыре раздела: "Чтение", "Письмо", "Аудирование", "Говорение". Пока сертифицируем только по английскому языку, но точно появятся и другие, например, китайский. На школьном уровне оценка знаний китайского уже есть - введен Единый госэкзамен. А дальше? Как проверить знание китайского и динамику тем, кто уже вышел из школьного возраста? Мы такую возможность дадим.
А мы можем и другие знания по такой системе оценивать?
Никита Анисимов: Вполне. И правовую, и финансовую, и экономическую грамотность можно проверять. Рассчитываю, в дальнейшем такая практика превратится в культуру оценки взрослыми людьми своих знаний в ключевых сферах деятельности. Мне кажется, очень важно настроить проверку так, чтобы человек мог разобраться, где у него пробелы, чтобы потом подтянуть уровень знаний.
Высшая школа экономики станет экспертным центром для вузов Луганской Народной Республики. Как вы будете помогать университетам республики переходить на российские образовательные стандарты?
Никита Анисимов: Начну с того, что мы много работаем с регионами в целом. Это и программы двойных дипломов. Летом, например, их получили первые 42 выпускника нашей совместной с Дальневосточным федеральным университетом программы. И проект "зеркальных" лабораторий, когда ученые Вышки и наши коллеги из регионов работают над общей исследовательской задачей. Считаю, что помощь регионам в развитии образования - одна из ключевых ценностных задач для крупных университетов.
В ЛНР мы помогаем не только вузам республики. Нашим вниманием будут охвачены организации, которые занимаются образованием. Сейчас первоочередная задача - отработать механизмы: привести в соответствие внутренние документы вузов, разъяснить, как работают государственные программы. Дважды в неделю мы выходим с коллегами на связь, идет учеба по несколько часов.
Недавно я был на заседании совета ректоров ЛНР. Это атмосфера, которую я давно не видел, - атмосфера ректорского братства. Я сам всегда стараюсь дружить с коллегами, общаться доверительно. Но у ректоров вузов ЛНР есть чему поучиться. В ЛНР добротные университеты, у них большой потенциал. Уверен, у нас получится его развить.
Сколько ребят из новых субъектов России сейчас учатся в Вышке?
Никита Анисимов: Примерно 250 человек. Это ребята из ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей и Украины. Большинство учатся в Москве - 216, 26 человек - в Петербурге, кстати, городе-побратиме Мариуполя. Плюс есть дети участников СВО, их пришло к нам более 40. В вузе создано специальное подразделение, которое поддерживает ребят. Мы понимаем, как им тяжело. С ними работают наши психологи, они всегда готовы помочь, уделить внимание каждому. Вообще мы считаем вопросы психологического здоровья важнейшими сегодня. Мы укрепили наш центр психологического консультирования, где работают профессионалы из Центра экстренной психологической помощи МЧС и Психологического института РАО, а также наши студенты-психологи.
Минобрнауки в этом году в очередной раз обновило правила приема, хотя последние изменения были всего год назад. Не часто ли?
Никита Анисимов: С одной стороны, нет предела совершенству, и изменения - сокращение числа заявлений, определение приоритетов для зачисления на пользу абитуриентам. Но есть и другая точка зрения: чтобы понять, как работает та или иная норма, есть ли эффект, должно пройти минимум лет десять. Возможно, в погоне за сиюминутной целью - одна или две волны зачислений, количество заявлений и прочее - мы отказываемся от долгосрочной цели. Еще мы иногда забываем, что поступают в вуз не только абитуриенты, но и их родители, которые тоже все это остро переживают. Они готовят детей к ЕГЭ, каждый год изучают вместе с ними правила приема и часто не успевают понять, как это повлияет на их ребенка. Это стресс.
В Вышке учатся 50 тысяч студентов, вы постоянно развиваетесь. Новые специальности планируете открывать?
Никита Анисимов: Пока нет. В следующем году сделаем больший акцент на качестве общеуниверситетских направлений, таких как цифровая культура. По востоковедению будет больше программ - языковых, культурных, связанных с особенностями ведения бизнеса и международными отношениями. По информационным технологиям расширим линейку программ. Появится новая программа по химии молекулярных систем и материалов. Набираем студентов на факультет креативных индустрий. А вот через год будут сюрпризы.
А почему у студентов такая маленькая стипендия - около 2 тысяч, и это с учетом повышения на будущий год? Гранты и именные стипендии могут получить не все, а жить как-то надо.
Никита Анисимов: Возможно, мой ответ покажется вам неожиданным. Я думаю, что стипендия - дань действующему законодательству, и какая она будет - две тысячи или десять - несильно изменит ситуацию. Сейчас, приходя в вуз, человек инвестирует в себя. Это не столько государственная инвестиция в человека - иначе стипендии были бы больше, а вклад человека в свое будущее. Поэтому так хорошо развиваются так называемые индустриальные стипендии от компаний - партнеров вузов. На моей памяти у одного из наших студентов суммарная стипендия - от индустриальных партнеров плюс академическая, плюс надбавка за успеваемость - была около 40 тысяч! Компании платят стипендии, "заказывая" себе специалистов. Мне кажется, мы мало поясняем, что обучение в университете - благо, а не просто обязанность государства обеспечивать еще несколько лет жизни. Высшее образование - инвестиционный проект семьи.
Вы считаете, что стипендии не нужны?
Никита Анисимов: Стипендия должна быть либо достойной, чтобы человек мог на нее жить, либо мы просто обманываем сами себя, обсуждая стипендию в две тысячи рублей. В Вышке мы даем студентам возможности для получения именных и профильных стипендий, так организуем учебный процесс, чтобы в него была встроена работа. Наш девиз - не для школы, а для жизни мы учимся. Поэтому учебный процесс подразумевает, что работа, если она не мешает учебе, только на пользу пойдет.
Высшая школа экономики создавалась тридцать лет назад как экономический вуз, сейчас это один из ведущих университетов страны. Что дальше?
Никита Анисимов: Сегодня Вышка - это кампусы в четырех городах, более 50 тысяч студентов, более тысячи студентов на 16 онлайн-программах, почти 10 тысяч сотрудников, более 100 тысяч успешных выпускников. По сути, Высшая школа экономики сегодня - полноценный институт развития, который стремится вносить максимальный вклад в благосостояние государства и общества. Мы являемся университетом первого выбора для наиболее талантливой и амбициозной молодежи. К нам уже несколько лет поступает самое большое количество победителей и призеров главных школьных олимпиад. Это неудивительно. В Вышке создана уникальная среда для развития и раскрытия талантов, у нас замечательные преподаватели. Мы также являемся ведущим экспертно-аналитическим центром для органов власти и крупным научным центром.
Но Высшая школа экономики еще очень молодой университет. Я думаю, у нас все еще впереди.