23.11.2022 21:11
Культура

В "Зарядье" подвел итоги фестиваль под руководством Валерия Гергиева

Текст:  Мария Бабалова
Российская газета - Федеральный выпуск: №266 (8914)
Московский фестиваль Мариинского театра, что теперь уже с уверенностью можно говорить по традиции проходит в "Зарядье", на четвертом году жизни развернул масштабную и амбициозную программу. За восемь фестивальных дней было представлено одиннадцать событий, посвященных исключительно русской музыке, а за дирижерским пультом неизменно стоял Валерий Гергиев.
Опера "Иоланта" в этот раз была представлена в концертном исполнении. / Предоставлено Мариинским театром
Читать на сайте RG.RU

Камертон всему фестивалю задал Чайковский: на концерте-открытии прозвучали Первая и Шестая симфонии, а также Первый концерт для фортепиано с оркестром, в котором солировал Денис Мацуев. Была в афише и филармоническая программа под названием "Учитель и ученик", посвященная сочинениям Николая Римского-Корсакова и Игоря Стравинского. Тут Валерий Гергиев еще раз вернулся к симфонической сюите "Шехеразада" и к музыке балета "Жар-птица". Но сегодня художественное переплетение темных красок Востока, яркой русской фольклористики и западной традиции классической музыки дает куда больше тем для размышлений, чем даже в момент создания этих произведений.

И все же главной темой фестиваля оказалась опера. В афише фестиваля их было четыре: "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева и "Хованщина" Мусоргского были показаны в полусценических версиях, а "Иоланта" и "Пиковая дама" Чайковского представлены в концертных исполнениях.

Камертон всему фестивалю задал Чайковский

Акустические и иные технологические возможности зала "Зарядье" впечатляющие, но все же не трансформирующие его в полноценную театральную площадку. А посему попытка прямого переноса таких эпических постановок, как "Хованщина", в театральном плане не срабатывает даже при наличии костюмов и бутафории. Декорации заменяют видеопроекции, а главное, не хватает кулис, глубины сцены и возможности достижения абсолютной темноты для полноценного рождения театрального таинства. А когда за дирижерским пультом стоит Валерий Гергиев и оркестр, повинуясь его взгляду и жесту, творит красоту, то и вся эта формальная визуализация только отвлекает, так как в ней нет и следа режиссерской мысли.

Но есть великолепные певцы. Екатерина Семенчук в полном соответствии со своим звездным статусом явила в "Хованщине" роскошный образ Марфы-раскольницы. Ирина Чурилова создала очень искренний и нежный портрет Иоланты. Но быть уже Лизой на следующий день в "Пиковой даме" было задачей титанической трудности для ее лирического сопрано.

Солистам Мариинского театра нередко приходится по "производственной необходимости" выходить на сцену два, а то и три дня кряду или даже два раза за день, что противоречит хрупкой природе оперных голосов.

А самым мощным событием фестиваля, быть может, стала "Пиковая дама", которая в отличие от "Хованщины" или "Иоланты" давно не звучала в Москве в исполнении мариинцев. А главной ее героиней - феноменальная Ольга Бородина в пока еще новой и для себя, и для публики партии Графини, которая мгновенно в ее исполнении стала ключевой фигурой всей оперы. Ольга Бородина - певица из касты выдающихся музыкантов, когда уникальный голос, ум и харизма встречаются в одной судьбе. Каждый ее выход на сцену завораживал, а в финале зал разразился в ее адрес оглушительной овацией.

25 декабря Валерий Гергиев вернется в "Зарядье", чтобы с солистами и оркестром Мариинского театра дать в Москве предновогодний концерт.

Прямая речь

Валерий Гергиев, худрук Мариинского театра:

- Мне кажется, сегодня мы особо остро чувствуем свою связь с по-настоящему великими сынами своей Родины, своего отечества, а это и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Стравинский, и Прокофьев. Если говорить о задумке этого смотра, то он призван раскрыть все возможности нового зала в центре Москвы - не только концертные и акустические, но и его театральный потенциал. Конечно, параметры сцены "Зарядья" отличаются от сценических возможностей Мариинского театра, но этот фестиваль - очень важное начинание. Наши усилия направлены прежде всего на то, чтобы наш российский зритель и особенно детская, юношеская аудитория были частью праздника встречи с великой русской культурой.

Музыкальный театр Москва