Дмитрий Морев: Если говорить о предыстории: то, что в городе всегда был недостаток финансирования дорожных работ - очевидно. Но есть и объективные причины. Ведь Архангельск очень протяженный город - это обусловлено, в частности, строительством жилых районов вокруг лесозаводов вдоль Северной Двины, особенно на островах и в дельте.
Сложно представить, но общая длина городских дорог составляет сегодня более 550 километров. Причем половина - это третья категория, то есть грунтовки. Особенно их много на островах в дельте Двины, а также на окраинах Архангельска.
Но главное - все эти полтысячи километров требуют постоянного ремонта. В этом году на приведение их в порядок направлены очень значительные средства. Можно сказать, что это часть инфраструктурного бума, который происходит сейчас в Архангельске.
Мосты тоже его часть...
Дмитрий Морев: Да, проводится реконструкция Краснофлотского моста, завершить которую планируется в следующем году - на это направлено 2,4 миллиарда рублей. Ремонтируется Северодвинский железнодорожный мост: работы на нем финансируются не только из средств РЖД, но и из городского бюджета - муниципальные деньги направлены на приведение в порядок асфальтового покрытия, занимается этим МУП "Городское благоустройство".
Как стало известно "РГ", совсем скоро сильно изменится и южная дорожная карта Архангельска.
Дмитрий Морев: Из крупных проектов - увеличение ширины окружного шоссе до четырех полос, на которое выделены средства областного и федерального бюджетов (более четырех миллиардов).
Это и строительство Московского проспекта - нового участка от улицы Галушина до улицы Ленина. Мы завершаем проектирование и со следующего года начнем активное строительство, чтобы успеть открыть участок в 2023-м. Это очень знаковый проект, так как Московский проспект будет впервые продлен до улицы Ленина. А значит, появится новый удобный выезд с проспекта на Окружное шоссе, так как в планах на следующий год у нас реконструкция и самой улицы Ленина: она позволит перенаправить потоки автомобильного движения на окружную - уже четырехполосную. Одним словом, важная городская история!
Значительным будет и еще один крупный проект в этом же районе города: мы уже начали проектирование реконструкции улицы Карпогорской. Все финансовые средства выделены, осталось сделать проект и провести контрактные процедуры и в следующем году начать работы. Завершить их планируется в 2024 году.
Вопрос о выводе Карпогорской на Окружное шоссе еще решается. Возможно, что мы продлим ее либо до Московского проспекта, либо до улицы Ленина. Одним словом, дорожная логистика за железнодорожным переездом в южных районах Архангельска изменится коренным образом.
С 2021 по 2023 год на ремонты дорог по нацпроекту Архангельску выделено в общей сложности почти полтора миллиарда рублей. Как они потрачены в текущем году?
Дмитрий Морев: В этом году в рамках национального проекта "Безопасные и качественные дороги" город получил около 450 миллионов рублей. Большая часть - средства федерального бюджета, около 40 миллионов рублей - региональные и 10 миллионов - муниципальные деньги. Примерно такие же средства были вложены в прошлом году и запланированы на следующий.
В 2022-м мы провели капремонт 15 улиц как в Архангельске, так и на окраинах. В списке, к примеру, улицы Вологодская, Маяковского, Шабалина, Садовая, Красноармейская, набережная Седова, Турдеевск.
Хотя остаются проблемы с подрядчиком, компания подтверждает свои планы закончить работы по приведению в порядок дорог Архангельска до 30 ноября. Самое основное сделано - асфальтовые работы завершены, сейчас завершается устройство тротуаров, установка дорожных знаков. Вместе с тем подрядчики не успели сделать дорожную разметку - она будет нанесена весной следующего года.
В "РГ" обращались архангелогородцы, озабоченные отсутствием дорог вдоль недавно выросших новых кварталов, - именно здесь, кстати, отмечают новоселье и многие переселенцы из аварийных "деревяшек".
Дмитрий Морев: При поддержке правительства Архангельской области мы получили дополнительное дорожное финансирование и смогли выполнить участок улицы Стрелковой вдоль недавно построенных жилых кварталов. В этом году, фактически в чистом поле, здесь впервые появилась дорога: основные работы завершены, остается кое-где тротуары доделать.
Из этих средств мы смогли также отремонтировать улицы Самойло, Краснофлотскую, Павла Усова, нижнее Талажское шоссе, небольшой участок на Володарского: на них провели текущий ремонт, сняв верхний слой асфальта и уложив новый.
Но вообще-то жителям Архангельска неважно, из какого бюджета финансируется тот или иной проект - главное, чтобы был результат.