Спасая от шредера
Собирал автографы Александр еще в советское время. И началось все не с росчерка пера знаменитостей, а с увлечения книгами. Так в его коллекции появился автограф Евгения Евтушенко. Его стихами тогда зачитывалась вся страна, поэт был на вершине славы. Судьба свела их в Харькове.
Позже друг Александра - ялтинский фотохудожник Николай Орлов оставил ему тетрадь с собственной коллекцией автографов. Первая запись в ней датирована 1 августа 1987 года. Советская Ялта купалась в лучах славы заезжих знаменитостей, летом здесь были все звезды СССР, и получить автограф для хорошего фотографа не составляло труда. А со многими из них Орлов дружил.
Некоторые автографы без лишних слов говорят о людях. Роспись Аллы Пугачевой на всю страницу: больше не поместится никто. Рядом угловатый и нескладный, детский почерк Ники Турбиной: "Спасибо за мою судьбу в лицах. С любовью и великой благодарностью".
Автограф детского писателя и сатирика Александра Курляндского, автора сценариев знаменитых мультфильмов "Ну, погоди!", "Баба-яга против!", "Возвращение блудного попугая", на которых выросли целые поколения советских детей, попал к коллекционеру из Москвы. По его просьбе издание "Ну, погодите! Или двое на одного" с автографом писателя купил для него друг. "С добрыми пожеланиями: Зайчик, Волк + (Кузьма)", - осталась теплая дарственная надпись автора неизвестному читателю.
А вот прижизненное издание стихов Булата Окуджавы с подписью автора Александр сам нашел среди книг, сданных в макулатуру. Он и сейчас не может смириться с тем, что люди целыми машинами отправляют советские книги на переработку. С некоторых пор коллекционер завел знакомство со сборщиками макулатуры и получил право перебрать тома, прежде чем книги и журналы опустят в пасть шредера.
- Вы не представляете, как мы тогда гонялись за этими книгами! В 80-е годы многие составляли каталоги домашних библиотек, и было такое негласное соревнование, у кого собрание лучше, - вспоминает Александр. - Причем это же не было коллекционирование ради него самого. Это было читающее поколение. Ничего не стояло на полке просто так.
Один из самых дорогих для Александра Трунова автографов оставил ему комиссар Северного соединения партизан Крыма Николай Луговой, в честь которого в Симферополе названа улица. Легендарный партизан подписал ему свою книгу мемуаров. А однажды, читая сборник стихов крымского поэта Александра Лопушанского, коллекционер случайно наткнулся на стихотворение, посвященное своему деду - участнику Великой Отечественной войны Александру Павловичу Руденко.
Дело об отравлении
Есть в коллекции крымчанина автографы трех украинских президентов: Леонида Кучмы, Виктора Ющенко и Виктора Януковича. Все трое сами расписались для него при разных обстоятельствах.
- Как следователь прокуратуры Крыма по особо важным делам, я работал в группе, занимавшейся делом об отравлении Ющенко, - рассказал Александр Трунов. - В нее собрали следователей со всей Украины. Руководила нами государственный советник юстиции Галина Ивановна Климович. Ющенко допрашивала она, а я несколько раз допрашивал его супругу Екатерину-Клэр Чумаченко.
Десятки лучших следователей со всей Украины 20 месяцев разбирались в истории с отравлением. Было собрано больше 300 томов уголовного дела, но в итоге состав преступления так и не был выявлен. До сих пор остаются лишь версии о том, что это было: блестящая операция спецслужб, повлиявшая на исход выборов, самоотравление одного из кандидатов ради победы или что-то иное? Ответов нет.
Антология друзей
Александр Трунов продолжает собирать свою коллекцию. В 2017 году в Крыму побывал лучший Чингачгук всех времен и народов, югославский, сербский актер Гойко Митич. Он здесь когда-то снимался в вестерне "Текумзе" (киностудия "Дефа", ГДР).
- Сфотографировать Митича тогда успел, а вот автограф не взял, - сетует Александр. - Когда еще такой случай будет?
Коллекционер уверен, что подписанные книги или фотографии, особенно если это сделано от души, несут особую энергетику, они как бы меняют сам предмет, на котором остался автограф. Поэтому собиратель не любит, когда автографы оставляют на салфетках, этикетках и прочих случайных предметах. И вообще составить краткую надпись так, чтобы всем было понятно, кому она адресована, с какими пожеланиями, метко и афористично, это особое мастерство, которым не все владеют. Несколько лет назад он собрал и издал книгу автографов выдающихся крымчан. Это настоящая антология современного общества Крыма. Поэты, писатели, ученые, врачи, общественные деятели, - почти со всеми он знаком лично, а со многими дружит. Здесь выдающийся врач, биолог, биохимик, писатель и поэт Константин Ефетов, детский поэт Владимир Орлов. Есть в сборнике и автограф главы Крыма Сергея Аксенова.
Коллекция продолжает пополняться, а ее собиратель уже задумал издать книгу экслибрисов. Может, так интерес к книге не потухнет у современных поколений.
Некоторые автографы, например, Льва Дурова и Георгия Вицина, сопровождаются меткими шаржами авторов на самих себя. "Уж очень солидный я получился. "Труса", пожалуй, уже не сыграть", - иронично надписал на обороте своего фото великий актер. И действительно, Орлов запечатлел не знакомого зрителю Вицина.