"Инвесторам в интернете всегда нравились инвестиции в копирование успешных продуктов. Гипотеза была предельно проста - если продукт успешен в Америке, то почему бы ему не стать успешным в Бразилии, России, Польше ? Многолетняя практика доказала, что схема вполне рабочая. Например ярким представителем успешной модели "копирования" в России являются "ВКонтакте" и Telegram. "ВКонтакте" был полной визуальной копией Facebook, а Telegram - WhatsApp", - пояснил Клименко "РГ".
По словам эксперта, сегодня, несмотря на то, что предпосылки для импортозамещения Facebook*, Instagram* и TikTok вроде есть, попытки реализовать это на практике не выглядят успешными.
"Необходимым условием для успешного "копирования" продукта является не сильная команда и тысячи серверов, а пустой рынок. Если рынок занят, то перетянуть клиента становится кратно дороже (если вообще возможно) и не существует инвесторов способных профинансировать такое развлечение. Многим кажется, что все условия для запуска своих продуктов есть и достаточно просто найти денег и исполнителей. Но не запускается. Не импортозамещается. Пользователи не хотят пользоваться Yappi, Руграммами и так далее", - говорит Клименко.
Клименко видит две ключевые причины неудач в попытках импортозаместить заблокированные или ушедшие с рынка платформы.
"Во-первых, ниша по-прежнему занята. Ядро аудитории пользуется VPN сервисами для доступа к привычными для них ресурсам. А во-вторых, запущенные продукты "на замену" не обладают всем функционалом и вызывают резкое отторжение у пользователей", - говорит эксперт.
Ранее РБК со ссылкой на свои источники сообщило о том, что в правительстве рассмотрели российские аналоги TikTok, Instagram* и Zoom. Для их создания потребуется выделить допфинансирование в виде грантов. В Минцифры и РФРИТ не смогли подтвердить "РГ" эту информацию.
*Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признанной в России экстремистской.