24.11.2022 08:00
Экономика

Почему для государства и бизнеса важен открытый и прямой диалог

Текст:  Павел Арсеньев
Что сейчас происходит в российской экономике и как построить диалог бизнеса и государства, чтобы сократить потери на фоне санкций и использовать появляющиеся возможности? Об этом говорили участники "круглого стола" "Государство и бизнес в эпоху перемен. Совместная работа для управления изменениями", прошедшего в "Российской газете".
Читать на сайте RG.RU

Отечественная экономика пережила первые потрясения, но риски по-прежнему велики, - сразу отметили эксперты. Характер сложностей, с которыми сталкивается бизнес, значительно различается в зависимости от отраслей. Такое мнение высказал научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. В числе главных проблем он выделил разрывы в логистических цепочках поставок сырья, материалов и комплектующих.

"В такой непростой обстановке возрастает роль взвешенных решений в регулировании, которые могут как поддержать бизнес, так и нарушить хрупкий баланс, когда отрасли перестраиваются к меняющимся рыночным условиям", - считает Журавлев.

Органам власти приходится работать в экстренном режиме, не только реагируя на текущие вызовы, но и закладывая перспективные решения на будущее. Об этом говорил Александр Цыганов, руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета. По его оценке, блестяще показал себя ЦБ: удалось предотвратить панику на рынке, в том числе валютном, удержать рубль от падения.

"Правительство и законодатели в диалоге с бизнесом приняли целый комплекс мер и программ, направленных на решение различных отраслевых вызовов, чем существенно смягчили действие западных санкций, - отмечает Цыганов. - И если будет продолжен этот диалог бизнеса и власти, то можно рассчитывать на эффективность принимаемых решений".

Прямой диалог был назван ключевым инструментом достижения взаимопонимания при планировании различных новаций. К примеру, в таком формате в ходе встреч с профильными группами предпринимателей недавно были обсуждены инициативы, связанные с нефтегазовой сферой. В качестве другого примера был приведен законопроект о регулировании производства и оборота табачных и никотинсодержащих изделий и сырья для них, который Минфин РФ внес в правительство.

Документ предполагает введение четкого и прозрачного механизма госрегулирования производства и оборота табачной, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства с установлением специализированного контроля. В качестве модели предложено использовать налаженную систему контроля алкогольного рынка.

"Бизнес сам попросил государство установить единого регулятора, потому что в этой отрасли он отсутствует, - говорит Георгий Голованов, член Экспертного совета Госдумы по вопросам госрегулирования отношений в сфере производства и оборота табачной и инновационной никотиносодержащей продукции… - Обязательные требования необходимы в том числе для самого бизнеса, чтобы его деятельность была структурирована. Главное, чтобы они не были избыточными".

Между тем, рынок табака контролируют семь госорганов. Каждый отвечает за свою сферу, и результаты порой получаются противоречивые, к примеру, в борьбе с контрафактом. Законопроектом же предполагается введение единого федерального органа по надзору в сфере производства и оборота указанной продукции и сырья. Это поможет обеспечить их безопасность для граждан, а также защитить экономические интересы страны.

"Предложенные меры включают в себя введение системы лицензирования - то, чего до сих пор в этой сфере не было", - объясняет Голованов. Государство выиграет еще и финансово, т.к. появятся новые платежи в бюджет в виде госпошлины за выдачу лицензий. Выиграет и бизнес, поскольку лицензирование автоматически разграничит добросовестный бизнес и нелегальный. Более того, впервые в отрасли планируется ввести контроль за оборотом технологического оборудования. Его будут регистрировать и проверять, как оно работает. Неиспользуемое оборудование будет консервироваться, а используемое для незаконного производства - уничтожаться.

"Это должно существенно затруднить производство нелегальной продукции внутри страны, - считает Голованов. - А использование для госконтроля системы цифровой маркировки товаров поможет пресечь оборот нелегальной продукции, в том числе поступающей из стран ЕАЭС".

Так, предполагаются дополнительные ограничения на перемещение немаркированных табачных изделий и никотинсодержащей продукции, запрет на розничную продажу без потребительской упаковки. Сейчас в отношении никотинсодержащей продукции такого запрета нет, и это тоже широкое "окно для контрафакта". Станет обязательным наличие пакета сопроводительных документов, который позволит проследить происхождение и движение товара по цепочке от производителя до прилавка.

"Примечательно, что все эти законодательные инициативы были поддержаны предпринимательским сообществом на всех уровнях их публичного обсуждения и согласования, - резюмирует Голованов. - На мой взгляд, это положительный пример того, что бизнес был услышан в своих чаяниях и пожеланиях. По всей видимости, настало время в борьбе с обязательными требованиями в различных отраслях экономики задуматься о том, что далеко не все они являются избыточными, в особенности в сферах, которые в значительной степени являются бюджетообразующими".

При этом, конечно, важно помнить о том, что, за редким исключением, например, в части валютной и кредитно-денежной политики, не существует рецептов, единых для всех отраслей, - отметил депутат Государственной Думы VI созыва Александр Тарнавский. Поэтому решения должны быть точечными, адресными и учитывать специфику тех или иных производств и сегментов экономики.

"Безусловно, конечная цель всех предпринимаемых мер - не допустить существенного влияния "санкционной войны" на уровень и качество жизни российских граждан, - акцентирует Тарнавский. - В этой ситуации ключевыми являются эффективность и скорость принятия регуляторных решений. Только это может позволить пройти "турбулентный" период с минимальными потерями".

Экономика