Одна из проблем Сахалина - это площади восстановления. Лесистость региона и самозарастание территории очень высокие. Большая масса прибрежных лесов - это восстановленные леса. При отступлении японцев в 1945 году многие леса в южной и центральной частях острова намеренно поджигались, были сплошные гари. За почти 80 лет значительные массивы, конечно, удалось возродить. То есть, если проще говорить, "удобных" площадей для лесовосстановления на острове практически нет.
В связи с этим приходится искать способы работы с менее удобными, с классической точки зрения, территориями. К ним относятся слабонесущие грунты, заболоченные территории, поймы рек.
Особенностью нашей работы на первом этапе в Макаровском лесничестве стало то, что на острове впервые применили щадящую подготовку почвы методом поверхностного мульчирования на заболоченных территориях. Раньше на Сахалине подобную технологию не применяли.
В классическом способе подготовки почвы для лесовосстановления применяется бульдозер. Техника удаляет верхний гумусовый слой до десяти сантиметров, и сеянец высаживается в обедненные горизонты почвы. Это очень сильно влияет на приживаемость, нарушается капиллярное движение влаги в почве, происходит более интенсивное высушивание. Процент приживаемости при таком методе посадки, естественно, не может быть абсолютно высоким. Он сильно зависит от погодных условий. Если вовремя дождь прошел, произошло увлажнение верхних слоев, сеянцы выжили. Если затянулся засушливый период, то вероятность гибели сеянцев очень большая. Отмечу, что такой метод широко используется в Хабаровском крае, в Сибири, на Урале, в центральной части России.
Способ поверхностного мульчирования был разработан Ванинским центром лесоводства для посадок в Магаданской области в притундровых лесах, потому что классический способ подготовки там приводит к отрицательным результатам. Убирая верхний слой до вечной мерзлоты, мы получаем канаву, в которой высаженный сеянец просто сгниет. У него совершенно не будет шансов выжить. Способ поверхностного мульчирования наш центр испытал в 2021 году. Он себя очень хорошо зарекомендовал и открыл нам возможности работать на слабонесущих, сильно увлажненных маревых грунтах.
Плюсов в таком способе очень много. Во-первых, верхний плодородный слой не удаляется, а вся биомасса измельчается. Можно сказать, что идет подготовка торфяной грядки. Во-вторых, сам корневой комочек сеянца состоит из торфа, соответственно, он попадает в свою же среду. Одинаковая плотность субстрата, одинаковая капиллярность - все это положительно влияет на скорость приживаемости растения. В-третьих, обеспечено питание сеянца - за счет того, что целиком оставлена биомасса, он имеет все необходимое в полном объеме.
Мульча, которую мы получаем, не позволяет солнечным лучам иссушать поверхность, задерживает влагу, дает сеянцу полноценное питание, корневой системе - возможность максимально быстро адаптироваться и развиться, а затем и верхней части растения - пойти в рост.
Для опытных лесоводов важна и биологическая составляющая. При данном методе поверхностный слой остается со спорами грибов, и в этой биомассе быстрее формируются механизмы питания. Деревья только в симбиозе с грибами могут получать необходимые для роста элементы питания в усваиваемой растениями форме. Соответственно, если бульдозером удалить поверхностный слой, то будут уничтожены и споры грибов. А при мульчировании все споры остаются на месте, и зачатки симбиотических связей могут закладываться сразу же после того как сеянец попал в эту почвосмесь. В верхних горизонтах лесной почвы всегда присутствуют грибницы, которые начинают взаимодействовать с корневой системой сеянца для образования микоризы (симбиотическая ассоциация мицелия гриба с корнями высших растений).
Применение данного метода на острове важно с точки зрения перспективы восстановления деградирующих лесов, старых вырубок, площадей после пожаров, территории которых не смогли восстановиться и подверглись частичному заболачиванию. При этом классической техникой, бульдозерами или плугами, проходить их практически невозможно из-за слабой несущей способности грунтов.
Этот первый опыт на площадке в 60 гектаров открывает на Сахалине новые возможности для работы на подобного типа территориях. Это важно не только для лесовосстановления региона, но и для организации лесоклиматических проектов на территории Поронайского лесничества, которые уже сегодня находятся на стадии расчетов. Связаны они именно с концептом лесоразведения. То есть с созданием лесов на тех территориях, на которых древесного покрова не было более десяти лет или вообще не было никогда. Болота Поронайского района сейчас рассматриваются как потенциальные площади для размещения крупных карбоновых ферм. Методика измельчения поверхностей - кочкарника, болотного багульника, подготовки биомассы с микроповышениями - позволяет полноценно создавать на этих территориях лесные культуры.
Напомню, что карбоновые фермы используют для максимально активного поглощения углекислого газа. Простыми словами - это леса, плантации специально высаженных растений, где применяют особые агротехнологии, чтобы и выращивать продукцию, и "закачивать" атмосферный углерод в древесину на долгое хранение.