Председатель КНР Си Цзиньпин на саммитах неоднократно подчеркивал: в Азии жива историческая память угнетения крупными державами, когда страны региона становились пешками в геополитических игрищах заморских стран. Возвращаться к этому никто не желает. "В свое время Азия была ареной борьбы крупных держав, буквально кишащей международными спорами. Она сильно пострадала от войн и конфликтов...Наши народы, наша эпоха - никогда не допустят любых попыток развязать новую холодную войну", - отметил глава китайского государства в обращении к участникам бизнес-саммита АТЭС.
"Мы должны следовать принципам единой, неделимой и устойчивой безопасности, уважать суверенитет и территориальную целостность всех стран, не вмешиваться во внутренние дела других государств, уважать выбор путей развития и социального устройства каждой страны, учитывать законные озабоченности всех сторон и решать все существующие вопросы путем диалога и мирных консультаций", - уверен Си Цзиньпин.
Он вновь и вновь указывал на то, что ослабленный пандемией мир возможно восстановить лишь на основе краеугольных камней безопасности и сотрудничества, а не "добрыми войнами" и играми в политику. Так, на саммите "двадцатки" Си выразил уверенность в том, что "проведение разграничительных линий по идеологическому признаку, блоковая конфронтация приведут к глобальному расколу и затормозят глобальное развитие". Его поддержала директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева, по словам которой блоковое разделение мира приведет к ежегодному сокращению глобального ВВП на 1,5 процента, а для Азии этот показатель будет еще выше: 3 процента.
Сам Китай неоднократно заявлял, что не собирается проводить блоковую политику ни в регионе, ни в мире. В частности, в преддверии саммита Ассоциации государств Юго-Восточной Азии неделей ранее премьер Госсовета КНР Ли Кэцян заверил: "Друзья из АСЕАН могут спать спокойно: мы не намерены давить на них, склонять их к чему-то или выбирать стороны - только общее развитие и единство".
Официальный Пекин на встречах в верхах особенно отмечал необходимость отказаться от политизации международного сотрудничества по наиболее насущным глобальным вопросам. "Мы должны противостоять попыткам политизировать вопросы продуктовой и энергетической безопасности, снять соответствующие односторонние санкции и ограничения", - подчеркнул Си Цзиньпин на саммите "двадцатки".
Китай также выступил категорически против попыток исключить отдельные страны из системы мирового взаимодействия. Так, на встрече глав внешнеполитических ведомств России и Китая на полях саммита G20 министр иностранных дел КНР Ван И подчеркнул, что "никто не имеет права отобрать рациональное право России на участие в рамках многосторонних форматов".
Китайской альтернативой попыткам Запада устроить "глобальную заварушку" стало обозначение трех китов посткоронакризисного возрождения и дальнейшего развития. В видении Си Цзиньпина, оно должно быть более инклюзивным, устойчивым и нести выгоды для всех. Для этого глава китайского государства призвал все страны отказаться от протекционизма и политики односторонних действий, углублять интеграционные процессы и развивать свободную торговлю.
Си, в частности, отметил важность усилий для учреждения большой Зоны свободной торговли (ЗСТ) на пространстве всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Напомним, что конкретная работа по ее созданию стартовала по итогам саммита АТЭС в Пекине в 2014 году. Запуск проекта Си назвал "историческим решением, которое войдет во все учебники истории". Для становления ЗСТ на пекинском саммите АТЭС был принят план повышения региональной интеграции, рассчитанный до 2025 года. Его разработчики утверждают: воплощение в жизнь поставленных в документе задач позволит на 25 процентов сократить транзакционные и временные издержки при осуществлении международных сделок в регионе. Грядущая ЗСТ станет крупнейшим в мире пространством свободной торговли: на него будет приходиться 40 процентов населения Земли, 48 процентов мирового ВВП и 56 процентов глобальной торговли.
В уже далеком 2014 году наблюдатели спорили, вокруг чего строить огромную Зону свободной торговли в АТР. Результаты опроса Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества среди ведущих политиков и экономистов свидетельствовали: 46% респондентов выступали за создание Азиатско-Тихоокеанской ЗСТ на основе Транс-тихоокеанского партнерства (ТТП), 42 процента поддерживали идею расширения экономической зоны АСЕАН - Китай.
Сегодня все изменилось. Американская инициатива ТТП рассыпалась и сейчас выстраивается уже без участия США. А вот ЗСТ АСЕАН - Китай доказала свою жизнеспособность: АСЕАН с 2020 года стала крупнейшим торговым партнером КНР, а Китай - крупнейший торговый партнер Ассоциации уже 13 лет подряд. Сегодня эта ЗСТ интегрируется в более широкую инициативу свободной торговли - Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство, которое заработало с 1 января 2022 года. Она объединяет 10 стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, Китай, Республику Корея, Японию, Новую Зеландию и Австралию, на которые приходится треть глобального ВВП и международной торговли. В рамках ВРЭП в ближайшие 10 лет будет отменено 90 процентов тарифов на торговлю товарами.
Становится понятным, что инициатива интеграции в АТР переходит в руки азиатских стран, и в частности, Китая. Риторика Пекина дает основания полагать, что КНР продолжит играть роль "большого собирателя" экономик на огромном пространстве Азии и за ее пределами. На саммите АТЭС Си подтвердил, что Китай "будет расширять повестку открытости, внедрять более высокие стандарты открытой экономики и делиться возможностями развития со всем миром, в особенности - с азиатским регионом". Новые китайские инициативы "собирания мира" могут быть озвучены уже весьма скоро: по словам главы китайского государства, в 2023 году "КНР намерена провести III высокий форум "Одного пояса, одного пути", чтобы придать новый стимул глобальному развитию и всеобщему процветанию в АТР и во всем мире".