27.11.2022 23:03
Культура

Андрей Максимов: Сериал Валерия Тодоровского "Надвое" наполнен каким-то другим, спокойным дыханием, какой-то иной, несуетливой интонацией

Текст:  Андрей Максимов (писатель, телеведущий, режиссер)
Российская газета - Федеральный выпуск: №268 (8916)
Еще не закончился показ сериала Валерия Тодоровского "Надвое", а о нем уже начали активно говорить и спорить. Учитывая невероятное количество выходящих сегодня сериалов, один этот факт заставляет вглядеться пристальней.
Читать на сайте RG.RU

Один - да не один. Валерий Тодоровский - крупный современный режиссер, один из самых интересных. Другими словами: если в титрах стоит имя Тодоровского, значит, это: а) знак качества; б) надо внимательно посмотреть, дабы понять, зачем Валерий Тодоровский снял именно эту картину именно сегодня: крупные режиссеры просто так ничего не снимают.

Уже все начали говорить и писать, что "Надвое" - это история о любви. Ну да, это, действительно, мелодрама, в основе которой две любовные истории. Только на самом деле фильм для меня не о любви, а о дружбе. Редко в современном кино увидишь четкие, понятные, местами трогательные, но никогда не пошлые отношения двух мужиков. "Служили два товарища в одном и тем полке..." - безграмотно, но душевно пели в фильме. Старом. Тема мужской дружбы, мушкетерства подевалась куда-то.

Надо посмотреть, дабы понять, зачем Валерий Тодоровский снял именно эту картину именно сегодня

И тут - пожалуйста: два товарища, всегда друг другу интересные, всегда стремящиеся рассказать о происходящем в своей жизни, в душе. На самом деле, мне кажется, это непростая задача: показать понятные, вменяемые человеческие отношения.

Данила Козловский и Александр Петров. Еще до начала съемок все говорили, что они впервые будут играть вместе. Из кадра в кадр - или один, или второй, или вместе. Я уже в курсе, что Козловский - замечательный актер, много его видел. То, что он человек незаурядного таланта, доказывают и его режиссерские работы.

Режиссер Константин Буслов о "Монастыре": Должна быть грань режиссерского самовыражения

Однако, как ни парадоксально, я никогда не видел Александра Петрова в большой роли. И для меня его работа оказалась невероятным открытием. Он играет предельно точно и органично. За ним интересно смотреть: за его реакциями, за его молчанием, за тем, как он ходит, как страдает и радуется. Я понял, что Петров - действительно очень большой актер и его невероятная востребованность и немыслимая слава - отнюдь не случайны.

"Служили два товарища в одном и тем бюро..." И случились у них у каждого по любовной истории. Обе-две разные, но обе-две трудные и трагические. Мы вообще большие любители прославлять любовь, романтизировать ее. Однако если любой взрослый человек оглянется, - выяснится, что непременно была в жизни любовь, которая приносила и печали, и нервные срывы, и бог знает что...

Счастливая любовь - прекрасное исключение. Уничтожающая, изматывающая любовь - норма. Фильм еще и об этом.

Сериал абсолютно, я бы сказал, - предельно реалистичен. Нам показывают жизнь и проблемы, которые любой взрослый человек знает, а многие из зрителей могли испытать на себе.

Крупный режиссер - смелый режиссер. Смелость Тодоровского в том, что любовные и дружеские истории он рассказывает с какой-то не сегодняшней интонацией. Спокойно. Без суеты. Потому что говорит о вещах, которые для него важны.

Какие-то удивительные для современного кинематографа паузы. Персонажи не просто произносят текст, чтобы лететь по сюжету дальше, но реагируют на него. И эта реакция читается - она интересна. Понимаете, какая история: когда очень хорошие актеры и актрисы играют жизненную, узнаваемую ситуацию, то тебя, зрителя, начинают интересовать не детективные повороты сюжета - их нет, но живые люди, их настоящая жизнь.

С одной стороны, - да, предельно узнаваемое кино. Все, как говорится, по правде, на чистом сливочном масле. А с другой, волей-неволей три героини - незнакомые друг с другом, что важно - для меня соединяются в одну женскую судьбу. Не уверен, что авторы (сценарий Тодоровского и Бенигсена) замышляли такую историю, но... Вспомним великого Пушкина: что со мной сделала моя Татьяна - она вышла замуж...

Сериал наполнен каким-то другим, спокойным дыханием, какой-то иной, несуетливой интонацией

Итак, три героини. Три разных возраста, три разных отношения к жизни. Молодая девочка, приехавшая покорять столицу. (Очень точная и убедительная работа дебютантки Елизаветы Базыкиной.) Она учится любить, учится быть верной. Верит в семейное счастье, но хочет иметь еще дополнительный вариант.

В Петербурге завершились съемки сериала о Екатерине II с Елизаветой Боярской

Девочка постарше. Уже много чего испытавшая, боящаяся любви и одновременно жаждущая ее. Ненавидящая одиночество и не понимающая, как с ним бороться. Немного нервная, очень страстная, с печатью какого-то непреодолимого несчастья. Ирина Старшенбаум играет все это блестяще.

И, наконец, третья дама. Уставшая от жизни. Мечтающая об одном - о ребенке от любимого мужа, и осуществляющая свою мечту. Она узнает об измене мужа, и какое принимает решение? Не замечать этого. Не видеть. Иногда надо не видеть, чтобы сохранить. Наверное, когда-то она тоже училась любить; когда-то сходила с ума и мечтала победить свое одиночество, но время шло... Мешки под глазами и понемногу исчезающая фигура делали свое дело. У тебя есть муж, у тебя будет ребенок - держись за это, остальное - ерунда. Анна Синякина грандиозно играет трагедию непонятости современной женщины. Точно, внятно, без излишних истерик.

То есть что мы имеем, что называется, в "сухом остатке"? Сериал про нашу жизнь, про любовь, про проблемы души. Замечательно снятый Сергеем Козловым. С чудесной музыкой Анны Друбич - музыкой одновременно легкой, трагичной и очень мелодичной. С мощными актерскими работами. Сериал, наполненный каким-то другим, спокойным дыханием, какой-то иной, несуетливой интонацией.

Попросту говоря: хорошее кино.

Наше кино