Стартовала выставка с соревнований молодых реставраторов, в которых приняли участие 35 студентов колледжей и вузов из Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Орла и Набережных Челнов. Им предложили вернуть к жизни карнизы, наличники и другой декор зданий, а также масляную живопись.
В момент приезда корреспондента "РГ" семеро конкурсантов реставрировали копии картины Винсента Ван Гога "Ирисы". В первый день им дали задание на так называемую техническую реставрацию - натянуть картину на подрамник, а во второй - восстановить недостающие "пазлы" рисунка, повторив фактуру мазка и попав в нужный цвет.
Студенты говорят, что это сложно, учитывая короткие сроки, но возможно: делали подобное на производственной практике. Тех, кто справится лучше всех, пригласят на стажировку в Государственный научно-исследовательский институт реставрации. В соседних залах в это время трудились профессиональные реставраторы. Они смогли показать публике все, что они умеют. Например, Ольга Лаврененко из Санкт-Петербурга восстанавливала мозаичную икону конца XIX века с образом святой Ольги.
В свое время ее спасли, закрасив плотным слоем краски. В такой маскировке икона "пряталась" десятки лет на фасаде одного из зданий бывшей детской больницы в Орлово-Давыдовском переулке, пока ее не нашли реставраторы. Главное внимание приковано к импортозамещению материалов, используемых в реставрации. На выставке, рассказал глава департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов, удалось собрать более 20 материалов отечественного производства. В их числе - краска для фасадов и интерьеров, штукатурка, новые стеклоблоки, керамическая плитка, белый камень.
Многие реставрационные мастерские, подчеркнула замглавы Мосгорнаследия Юлия Логинова, не первый год используют в работе отечественные материалы. Город, говорит начальник управления промполитики департамента инвестиционной и промышленной политики Александр Уланов, готов поддержать российские компании. Экономические условия способствуют запуску новых производств. К примеру, белгородский завод "Раритетъ" на рынке больше 20 лет. Сусальное золото, которое он производит, использовалось, в частности, при реставрации Большого и Мариинского театров, храма Священномученика Климента Папы Римского в Москве и Ново-Иерусалимского монастыря в Истре.
"Мы начинали с изучения истории технологического процесса: работали в библиотеках, смотрели исторические справки. Потом пробовали производить, не без ошибок, но в итоге нам удалось воссоздать старинную технологию. Сейчас наш материал полностью идентичен тому, что был в царской России. По качеству он как минимум не хуже европейских аналогов, - рассказал "РГ" директор завода Александр Прадченко. - Сусальные листы по толщине сравнимы с нитью паутины, поэтому работа ювелирная, а наша профессия - штучная, поэтому ремеслу обучаем новых работников минимум полгода". Сейчас продукция завода продается в России и СНГ. Азиатские страны, говорит Прадченко, предпочитают китайское золото: его качество хуже, но оно дешевле.