27.11.2022 19:26
Экономика

"Яндекс" намерен разделить бизнес на внутренний и международный

Текст:  Олег Капранов
Российская газета - Столичный выпуск: №268 (8916)
Компания "Яндекс" объявила о намерении разделить бизнес на российский и международный, оставив за нидерландской Yandex N.V. внешние проекты в области облачных технологий. Большинство прочих сервисов группы, включая поиск и рекламу, планируется передать новой группе компаний, которая сосредоточится на внутрироссийском рынке. Эксперты полагают, что это отчасти решит санкционные проблемы сооснователя компании Аркадия Воложа, но вряд ли поможет самому бизнесу.
Эксперты сомневаются, что глобальному бизнесу "Яндекса" без российского рынка хватит средств. / Getty Images
Читать на сайте RG.RU

Нидерландская головная структура "Яндекса" Yandex N.V. рассматривает возможность выйти из большинства сегментов бизнеса "Яндекса" в России и на международных рынках. Бизнесы автономных автомобилей, облачных технологий, образовательных сервисов и платформы по разметке данных продолжат работу на российском рынке, но их международные части будут выделены в самостоятельные компании под управлением Yandex N.V. Управление новой группой компаний планируется передать менеджменту "Яндекса", Yandex N.V. же намерена в будущем сменить название, следует из сообщения "Яндекса" для акционеров.

С февраля 2022 года "Яндекс" испытывает серьезное давление, напоминает Сергей Новиков, партнер юридической компании GRM.

"В марте 2022 года были прекращены и до сих пор не возобновлены торги на Нью-Йоркской фондовой бирже, тем самым для компании оказался закрыт рынок западного капитала, а ее деятельность оказалась под угрозой дефолта. В марте 2022 года были введены персональные санкции в адрес генерального директора Тиграна Худавердяна, который покинул свой пост. В июне 2022 года под санкциями оказался один из основателей компании Аркадий Волож, который также был вынужден покинуть все руководящие посты", - перечисляет Новиков. Снизить часть давления должна была финансовая поддержка компании от правительства России на сумму порядка 130 млрд рублей, но решить в полной мере проблемы с корпоративным управлением она не смогла.

Эксперт уверен, что раздел компании создает в первую очередь предпосылки для снижения санкционных и политических рисков для Аркадия Воложа и повышения управляемости и устойчивости российского офиса.

В том, что ситуация для "Яндекса" после завершения процедуры раздела бизнеса не станет существенно легче, не сомневается ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его словам, "Яндекс" за пределами России даже после разделения будет восприниматься как российская компания, на которую оказывается серьезное давление.

Суд запретил "Яндексу" набирать водителей такси без лицензии

"Волож лично попал под санкции. Он не может появляться в Европе. Несмотря на то что он операционно не участвует в управлении компаниейона принадлежит его семейному фонду. По сути, Волож очень сильно ограничен во всем", - говорит эксперт, добавляя, что для сооснователя "Яндекса" "сегодня фактически нет места в глобальной экономике".

Сыграет негативную роль и конъюнктура рынка. В частности, заметная ставка на международном рынке делается "Яндексом" на беспилотные системы, но в ближайшие годы ждать от этой отрасли активного роста не приходится. "Беспилотники не взлетят в ближайшие десять лет, сейчас просто не до них. Глобальный кризис продолжается. В результате многие компании сворачивают беспилотные системы как направление бизнеса. Без поддержки российской части бизнеса у Воложа просто банально не хватит денег содержать все это. Года на два-три деньги найдутся, а дальше нужно каким-то образом их привлекать. Но российская компания - это достаточно заметные риски. И то, что они пока могут привлекать для развития таких проектов - это слишком небольшие суммы", - полагает Муртазин.

Скорее всего, зарубежный офис "Яндекса" сможет активно увеличивать свою долю рынка только в Средней Азии, Турции, Израиле и Закавказье

По сути, регионами, в которыхзарубежный офис "Яндекса" будет активно увеличивать свою долю, станут Средняя Азия, Турция, Израиль и Закавказье, считает Новиков.

Что же до российского бизнеса, то здесь позиционирование компании может развиваться по двум линиям, полагают собеседники "Российской газеты". Первая: "Яндекс" - строго российская компания, которая управляется и контролируется российскими акционерами. И поэтому абсолютно конкурентна в рамках госзакупок и в других деликатных сферах экономики. Вторая: мы сохраняем уехавших IT-специалистов в российской орбите, так как они продолжают работать на международную структуру "Яндекса", и если ситуация скорректируется, то эти высококвалифицированные кадры вернутся в страну.

"Однако необходимо принять во внимание, что даже частичный уход разработчиков облачных технологий, автономного вождения, а также определенных инновационных сервисов типа Яндекс.Толока (сервис для анализа и оценки различного контента пользователями за небольшие вознаграждения. - "РГ") будет иметь негативный, тормозящий эффект для дальнейших аналогичных разработок в России", - добавляет Новиков.

Яндекс Крупные компании