Какую роль в развитии креативной экономики играет интеллектуальная собственность и понимание принципов работы с ней?
В нашем Научно-образовательном центре интеллектуальной собственности и цифровой экономики "прижилась" идея, что интеллектуальные права являются жизненными соками творческого предпринимательства. Действительно, какое нормативное определение креативных индустрий ни взять: в национальном или зарубежном законодательстве, международных документах - везде ключевым критерием будут интеллектуальные права и их оборот. Поэтому их роль является решающей, базовой, определяющей.
С какими трудностями и задачами столкнулись креативные предприниматели в связи с уходом с рынка зарубежных игроков? Как в их решении помогает изучение интеллектуального права?
Этот вопрос лучше задать нашим слушателям. Российская Федерация участвует во всех международных конвенциях по охране интеллектуальных прав, никто не отказался от принципа взаимности и предоставления национального режима. Для преодоления временных трудностей с практическим исполнением обязательств ведется поиск решений. Об этом, безусловно, идет речь на наших лекциях в школе "Креатус", и вопросов у слушателей о международных правоотношениях сегодня не больше, чем год назад.
Насколько хорошо начинающие креаторы разбираются в правовой сфере? Каких знаний и компетенций им особенно не хватает?
К нам приходят не только творцы, но и юристы, специализирующиеся на сфере креативных индустрий, а в последнем потоке были даже преподаватели интеллектуальных прав. Так что установить "среднюю температуру" на наших курсах невозможно. Однако наши лекторы прилагают максимум усилий, чтобы не только насытить аудиторию систематизированными знаниями, но и заинтересовать темой, разбудить обычное человеческое любопытство. Мы часто используем так называемый "портретный метод", чтобы наши слушатели почувствовали себя в приятной компании, ведь с авторско-правовыми проблемами сталкивались почти все великие творцы, чьи имена каждый из нас знает с детства или из школьной программы. Мы выбираем примеры из жизни тех, кто являются кумирами для нас самих.
В чем уникальность школы "Креатус" по сравнению с другими программами, представленными сегодня в российской сфере образования?
Во-первых, мы стараемся не зацикливаться на законодательстве об интеллектуальных правах, а преподносим его во взаимосвязи с иными правовыми актами, воздействующими на отношения в сфере культуры в самом широком смысле: музейное право, государственная поддержка кинематографии, информационное законодательство, даже защита прав потребителей. Во-вторых, понимая, что нельзя объять необъятное, мы на определенном этапе программы делим слушателей на группы "по интересам", так называемые "индустриальные" модули, стараясь максимально сфокусироваться на профессиональной сфере и дать полезный практический материал. Тут, правда, наша задумка не вполне удалась: большинство слушателей посещали занятия "чужих" модулей наряду с теми, куда они изначально записывались. В-третьих, мы смогли привлечь к проведению лекций представителей всех современных сервисов, облегчающих жизнь креативных предпринимателей с точки зрения урегулирования правоотношений в сфере интеллектуальных прав. Таким образом, программа получилась разнообразной, сочетающей теорию, историю и практику.
Какие дисциплины, темы вызвали наибольший отклик у студентов? Насколько вовлечена была аудитория?
Не припомню лекции, которую слушатели бы "отбывали". Статистика платформы, на которой мы проводим занятия, показывает, что почти все записи неоднократно пересматриваются. Аудитория вовлечена максимально, что порой мешает лектору. Я, например, запретила задавать вопросы по ходу изложения материала, только в конце пары, поскольку часто ответ на заданный вопрос можно найти уже в следующем слайде, просто слушатель этого не знает, но очень торопится. Некоторые вопросы ставили в тупик даже "матерых" практиков. Ведь лекторы не только учат, но и учатся сами у аудитории, пополняя свой запас казусов.
Какие темы вызвали больше всего сложностей?
Наверное, коллизии с иными отраслями права: музейным законодательством, охраной объектов культурного наследия, нематериальными благами изображенных лиц, прототипов и прообразов. Это вопросы, на которые нет однозначных ответов, очень противоречивая судебная практика, да и собственная позиция разных лекторов отличается в зависимости от их личного и профессионального опыта. Поэтому особенно ценно, что слушатели смогли узнать о разных подходах, о хитростях и лайфхаках при решении сложных правовых проблем.
Какие ошибки чаще всего совершают представители креативных индустрий, говоря о праве и интеллектуальной собственности?
Мы не проверяли знания "на старте", но в лекциях постарались рассказать обо всех аспектах интеллектуальных и иных прав, с которыми должен считаться креативный предприниматель, выпустили для наших слушателей памятки-брошюрки под общим названием "Техника правовой безопасности" по десяти направлениям креативных индустрий с карикатурами из наших презентаций. А судя по задаваемым вопросам, ошибки рождаются из-за недостатка систематизированных знаний об интеллектуальных правах, отсутствия привычки соотносить реальное действие с законным предписанием. Надеюсь, эту привычку мы у своих слушателей выработали.
Курс проходили и специалисты, уже имеющие базовые знания о праве, и креативные предприниматели, которые впервые познакомились с этой темой. Как удалось выстроить программу таким образом, чтобы она была полезна, интересна и одним и другим, объединить целевые аудитории?
Мы строили курс, не только ориентируясь на аудиторию, но и исходя из того, что интересно нам самим: новые явления типа NFT, пути урегулирования законодательных коллизий, сферы применения новых сервисов и цифровых инструментов, предполагая, что наш интерес - не профессиональная деформация, а запрос современной жизни. Отклики наших слушателей подтверждают, что в построении курса мы не ошиблись.
Достаточно ли времени было у слушателей, чтобы сформировать базовое понимание права и работы с ним?
29 академических часов достаточно для ознакомления с основами, хотя любой преподаватель готов говорить о любимом предмете бесконечно долго. Дело не только в размере и структуре курса. Еще Сухомлинский сказал: "Ничему научить нельзя - всему можно только научиться". Если за время курса мы не утомили, не отпугнули, а заинтересовали, значит, наша миссия выполнена. Вот на что времени точно не хватило, это для ответов на многочисленные вопросы, я до сих пор это делаю.
Сформировались ли на курсе коллаборации специалистов, возникли ли идеи новых проектов?
Да, мы отметили, что слушатели охотно общаются друг с другом, обмениваются контактами, после церемонии вручения удостоверений ни на одном из потоков не хотели расходиться, по окончании курса продолжают писать в чаты. Получается, вокруг нашего центра образовался клуб единомышленников.
Стали ли креаторы, на ваш взгляд, более осознанно относиться к своей интеллектуальной собственности, пройдя этот курс?
Я надеюсь на это.
Многие выпускники школы, делясь своими впечатлениями, говорили о том, что, хотя 4 часть ГК РФ, посвященная интеллектуальной собственности, самая сложная и запутанная, Вам удалось донести до них информацию доступно и интересно. В чем секрет?
Про себя могу сказать только, что причина, наверное, в том, что я люблю свою работу и совершенствую стиль изложения авторско-правового материала последние 28 лет, а на этом пути были не только удачи, но и ошибки, которые мы постарались учесть при общении с такой непростой аудиторией.
Будет ли у этой образовательной программы продолжение?
Запросов на продолжение очень много. Слушатели, прошедшие базовый курс, хотят углубиться в отдельные аспекты: у нас ведь не было времени подробно рассказать о регистрации промышленных образцов, правовой охране товарных знаков, возможностях, которые дают географические средства индивидуализации, о коммерческой концессии, известной нам под псевдонимом "франшиза"… За пределами первой программы осталось много тем, которыми мы бы хотели поделиться, поэтому уже сейчас мы планируем продолжение курса в надежде, что это желание найдет отклик у креативных предпринимателей.