Перевод материала опубликовал порта ИноСМИ.
"Если я говорю: "Джим, выброс, выброс, выброс", - эту команду не нужно обсуждать. Ее нужно выполнить", - на ломаном английском российский пилот Александр Гарнаев разъяснял мне порядок аварийного покидания сверхзвукового военного самолета МиГ-25, пока члены наземного экипажа пристегивали меня ремнями внутри тесной кабины", - начинает рассказ Джим Клэш. - "Когда в 1999 году я подписывался на эту авантюру, я понимал, что это вряд ли будет первоклассной экскурсией на комфортабельном самолете компании Learjet, но случайное катапультирование пилота - это уже слишком. Однако я уже был в России, на меня натянули летный костюм, шлем и кислородную маску. Мое сердце бешено колотилось".
Первое впечатление, которое произвел на американца МиГ-25 - древний самолет словно из истории о докторе Стрейнджлаве.
"Истрепанные ремни на креслах. Облупившаяся краска. Ни намека на цифровые технологии в кабине пилота", - описывает его Клэш. - "Никаких изящных футуристических линий. Что еще хуже, я должен был лететь в отдельной герметизированной кабине в передней части самолета. С Гарнаевым, который должен был находиться в трех метрах позади меня в другой кабине, у меня была радиосвязь".
Но в полете иностранец быстро забыл о потрепанном внешнем виде истребителя.
"Конечно же, как только датчик скорости показал один Мах, по приборам прокатилась легкое возмущение, а затем полет стал невероятно плавным. Впервые в жизни я двигался быстрее грома". - рассказывает Джим Клэш.
Самолет продолжал ускоряться. Когда он достиг показателя 2,3 Маха и стал резко набирать высоту, американец ощутил перегрузку. Маленькая видеокамера, закрепленная на его руке, внезапно стала весить пять килограммов.
"На высоте в 21 тысячу метров мы достигли скорости в 2,5 Маха. Мы все еще набирали высоту" - продолжает рассказ он.- "Небо вокруг стало глубокого темно-синего цвета, и я увидел выраженный изгиб Земли под нами. На высоте 24 тысячи метров небо было уже холодного черного цвета, а над изгибом Земли появилась прозрачная синяя дымка. Боже мой, подумал я, вот она - вся наша атмосфера. Я был поражен тем, какая она тонкая. Мы ощутимо замедлились. Воздух был недостаточно плотным, чтобы реактивные струи могли отталкиваться от него и таким образом поддерживать скорость. Было ощущение, что мы зависли в небе. Там, на краю космоса, у меня возникло отчетливое ощущение умиротворения. Я был человеком, который находится на самой большой высоте над Землей, если не считать персонал Международной космической станции".
А затем пилот начал резко сбрасывать высоту, что поначалу напугало Джима Клэша. Александр Гарнаев пояснил, что МиГ-25 достиг наивысшей точки полета. Возникал риск, что самолет утратит свои аэродинамические свойства.
"Как только мы опустились до высоты в десять тысяч метров и замедлились до дозвуковой скорости, снижение стало доставлять удовольствие. Когда Гарнаев создал крен влево на 360 градусов, земля оказалась наверху, а небо - снизу. Меня слегка затошнило", - признается американец.
После посадки пилот сообщил Джиму Клэшу, что за полет было сожжено более 2200 килограммов ракетного топлива, а МиГ-25 развил скорость в 2,6 Маха и поднялся на высоту 25500 метров.
"Меня немного шатало, но я был счастлив - хорошо, что на этот раз обошлось без случайных катапультирований", - завершает рассказ американец. - "Спустя десятилетие, в 2010 году, помня о своем потрясающем опыте полета на МиГ-25, я внес депозит за полет в космос в компании Virgin Galactic. В ходе этого полета мы должны будем подняться над поверхностью Земли в три раза выше, чем на МиГе. Интересно, каким будет вид с такой высоты? С тех пор прошло еще десять лет, и я до сих пор жду, когда компания Virgin Galactic отправит меня в космос. Полагаю, что пообещать полет в космос гораздо проще, чем потом выполнить его. Поэтому пока мне приходится довольствоваться воспоминаниями о полете на МиГе. И, оглядываясь назад, я могу с уверенностью сказать: это было очень круто"!