Нижегородцы гордятся своим историческим центром. Гордость за город и его историю заложены в ДНК каждого жителя. Но даже исторические центры необходимо приводить к соответствию современным реалиям. Как это сделать максимально эффективно и безболезненно, рассуждали два десятка экспертов в области транспорта, градостроения и защиты исторических памятников.
Глас народа
Для Нижнего Новгорода, как и для многих старинных городов, главный вопрос - сносить ли ветхие исторические постройки, придающие неповторимый шарм городу, или сохранять любым способом. Директор Научно-исследовательского института проблем социального управления Максим Лубяной представил результаты соцопроса.
Большинство респондентов (39,2 процента) считают, что надо реставрировать и сохранять исторические объекты целыми кварталами, например кремль, квартал церкви Трех святителей и т. п. Причем любителей старины больше оказалось в заречной части, где концентрация исторических зданий гораздо меньше.
В то же время более половины опрошенных считают, что такие городские уголки более привлекательны для туристов, нежели центры культурного досуга горожан. Значительная часть - 42,5 процента - поддерживают тезис, что старые постройки необходимо сносить, если они мешают реализации инфраструктурных объектов, в том числе метро.
Турист хочет погружения
Политолог Иван Юдинцев подчеркнул, что в исторических центрах - огромный воспитательный, патриотический и туристический потенциал. Потому необходимо сделать центр доступнее и для туристов, и для жителей окраин и спальных районов.
Блогер-урбанист, автор канала Moscow Walks Александр Усольцев считает, что для москвичей в Нижнем Новгороде мало гостиниц, кафе и нет четких границ зоны исторического центра, а турист "хочет полного погружения в историческую среду.
Координатор фестиваля "Том Сойер фест" Анна Давыдова возразила, что пример такого погружения уже есть - это квартал церкви Трех святителей.
- Там теперь "продаются" впечатления - атмосфера конца XIX века. Сейчас хотим этот опыт тиражировать: создать сеть заповедных кварталов от улицы Грузинской через Покровку и Студеную, - поделилась она планами.
Пока этот процесс притормозился из-за строительства метро. Но именно появление станции метро на площади Горького, в пяти минутах от квартала церкви Трех святителей, уже сильно увеличило туристический поток.
Альтернатива есть
Почетный гражданин Нижнего Новгорода, профессор кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ Татьяна Виноградова предупредила, что нельзя путать понятия "старый" и "ветхий" фонды и что к судьбе каждого здания необходимо относиться ответственно. "И надо больше внимания уделять реке как месту притяжения горожан. Ну а станция метро, которую построят на Сенной площади, как раз послужит такому притяжению".
- При разветвленной инфраструктуре метро москвичи и другие туристы охотнее поедут в столицу ПФО, - добавил руководитель группы экомониторинга Общественного совета Минрироды Элмурод Расулмухамедов. - Кроме того, в Москве и Санкт-Петербурге принято ценность объекта определять так: "как быстро можно доехать от центра на метро". Метро поглощает большой поток туристов и не сильно меняет сложившуюся архитектуру. Да и сами станции метро могут стать архитектурной достопримечательностью.
Директор АНО "АСИРИС" Илья Лагутин подчеркнул, что антропогенную нагрузку на центр город начал ощущать с 2018 года:
- В 2022 году Большую Покровскую трудно пересечь на автомобиле из-за потока гостей. Возникает единая траектория не очень популярных решений: ограничение въезда в центр города и парковки. При этом сеть наземного общественного транспорта имеет ограниченный запас наполнения, и метро - это логическое развитие. За счет метро будет приходить приток людей на исторические общественные пространства.
С ним согласился блогер-эколог, автор каналов "Экологика" и "Сортировочная", заместитель председателя московского отделения Всероссийского общества охраны природы Георгий Каваносян.
- Общая тенденция во всем мире - это снижение количества личного автотранспорта в городах, особенно в исторических центрах. При этом станции метро, например, в Париже - через каждые 800 метров. Тем более что в Париже - 200 автомобилей на 1000 человек, в Москве - 310, в Нижнем Новгороде - 320. Снижать это соотношение можно только общественным транспортом, подземным в том числе, - подчеркнул эколог.
Транспортный обозреватель Александр Седов, заканчивая дискуссию, говорил о финансах.
- Если посмотреть бюджет города, то видно, что убыточность метрополитена стремится к 2 млрд рублей. Регион хочет достроить метро до состояния, которое позволило бы уменьшить нагрузку на бюджет. Есть расчеты, что после ввода новых станций на площади Свободы, на Сенной и в Сормове пассажиропоток может увеличится в 2,5 раза. Считаю, что для разгрузки узких улиц города, по которым сейчас проходит 70 процентов существующих маршрутов, необходимо развивать трамвайное сообщение и метрополитен.