29.11.2022 17:48
Происшествия

Защиту бизнесменов от ареста предложили укрепить

Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №270 (8918)
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект поправок в УПК, обязывающих судей стараться прежде всего выбрать для подследственного бизнесмена такую меру пресечения, которая не разрушит его бизнес. То есть по возможности воздерживаться от ареста.
Читать на сайте RG.RU

"Подготовленный законопроект направлен на укрепление правовой защиты предпринимателей от необоснованного или чрезмерного уголовного преследования, - подчеркнул председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. - Прежде всего речь идет о защите от беспочвенного ареста. В частности, законопроектом устанавливается приоритет применения судом в отношении предпринимателей альтернативных мер пресечения, позволяющих продолжать им предпринимательскую деятельность".

Правовые аспекты ведения бизнеса эксперты "РГ" разбирают в рубрике "Юрконсультация"

Эксперты подчеркивают: несмотря на уже принятые нормы, ограничивающие применение ареста в отношении предпринимателей, по-прежнему сохраняется риск назначения чрезмерно жесткой меры пресечения. Более того, по данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, число решений об аресте предпринимателей растет. В 2020 году было удовлетворено 118 ходатайств об избрании меры пресечения в виде взятия под стражу в отношении предпринимателей. В 2021 году был назначен арест уже 151 бизнесмену. Всегда ли такая мера была оправдана?

Как бы то ни было, законодательную гарантию для предпринимателей предложено укрепить. Анализ практики показал необходимость совершенствования законодательства в данной сфере, подчеркивают эксперты.

"Законопроект, помимо прочего, вводит дополнительные требования для продления ареста, призванные защитить от волокиты, - считает председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. - Вводится норма, согласно которой необходимость проведения следственных действий не может быть единственным и достаточным основанием для продления содержания под стражей. Неэффективная организация расследования не должна быть исключительно проблемой человека, находящегося все это время в следственном изоляторе. Продление срока содержания под стражей будет возможно только с согласия руководителя следственного органа по субъекту РФ. То есть каждый раз вопрос о допустимости дальнейшего нахождения предпринимателя под стражей и направлении соответствующего ходатайства в суд должен решаться на высоком уровне. Это тоже еще один барьер от злоупотреблений. Принятие законопроекта позволит расширить правовые гарантии предпринимателей, обвиняемых в экономических преступлениях".

Председатель ВС РФ считает важным исключить последствия судимости для впервые осужденных

В свою очередь, член совета Федеральной палаты адвокатов Татьяна Проценко рассказала, что необходимость данных изменений назрела давно и многократно обсуждалась представителями бизнес-сообщества на различных дискуссионных площадках, в том числе на заседаниях "круглых столов", организованных Уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борисом Титовым, а также докладывалась президенту России.

"Заключение под стражу предпринимателя на стадии предварительного следствия и судебного разбирательства, когда вина еще не установлена приговором суда, при обвинении в совершении преступления экономической направленности, то есть не связанного с насилием и не представляющего слишком большой общественной опасности, является мерой чрезмерной, - говорит она. - При этом от применения такой меры страдает не только подозреваемый, но и его бизнес в целом. Заключение под стражу предпринимателя, руководителя предприятия в большинстве случаев приводит к полной остановке деятельности такого предприятия, от чего страдают работники, контрагенты, поставщики и покупатели, что в конечном итоге оказывает негативное влияние на бизнес в стране".

Советник ФПА пояснила, что предлагаемый законопроект уточняет основания применения заключения под стражу в отношении предпринимателей с учетом тяжести инкриминируемого деяния и предполагает предоставление им максимальной возможности продолжить осуществление предпринимательской деятельности.

Суд Бизнес