29.11.2022 19:03
Экономика

Китай становится "черным лебедем" для мирового рынка нефти

Текст:  Сергей Тихонов
Российская газета - Столичный выпуск: №270 (8918)
Беспорядки в Китае, устроенные несогласными с политикой нулевой терпимости к COVID-19, за сутки обвалили мировые котировки нефти почти на 7%. Цена эталонного сорта Brent приблизилась к 80 долларам за баррель, что считается нижней отметкой комфортного уровня котировок для стран - экспортеров нефти.
Из-за COVID-19 спрос на нефть в Китае растет темпами ниже ожидаемых. / Сергей Куксин
Читать на сайте RG.RU

Цены быстро вернулись к уровню около 86 долларов за баррель, но вот стоимость российской нефти марки Urals опустилась ниже 65 долларов за баррель (в моменте ниже 60 долларов). Причем скидка на нее относительно Brent увеличилась с 20 до 25%.

Сейчас "Большой семеркой" и ЕС обсуждается уровень потолка цен. Большинство наших недоброжелателей выступают за ограничение в диапазоне 65-70 долларов за баррель, Польша и страны Балтии - за 30-40 долларов за баррель.

Вице-премьер Александр Новак, выступая на IV Российско-Китайском энергетическом бизнес-форуме, подтвердил позицию нашей страны, что мы не будем поставлять нефть странам, которые присоединятся к потолку цен, независимо от его уровня.

Казалось бы, это означает, что нам не нужно волноваться по поводу уровня западных ограничений. Но на деле относительно их потолка будет формироваться и дисконт на российскую нефть. И чем ниже будет потолок, тем большей скидки будут добиваться покупатели, даже если они не присоединились к потолку. А главный импортер нашей нефти как раз Китай.

Западные страны подгоняют потолок цен не под котировки нефти на международных биржах, а под цены реальных поставок российского сырья в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), отмечает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов. Поставки в АТР производятся по равновесным ценам, отражающим баланс спроса и предложения и устраивающим продавца и покупателя.

Чем закончится "эксперимент" по ограничению цен на российскую нефть

По мнению руководителя Центра развития энергетики (Центр РЭ) Кирилла Мельникова, сложно сказать, какое влияние снижение цен может оказать на ход дискуссий по потолку, поскольку они являются исключительно политическими и мало учитывают экономические аспекты.

Но снижение цен на российскую нефть, несомненно, усилит позиции стран, выступающих за низкий потолок. Нет смысла делать его выше реальных котировок. На этом фоне обсуждение может вернуться к диапазону 60-65 долларов за баррель или даже ниже. Поэтому России сейчас чрезвычайно нужен рост цен на нефть.

Китай, какими бы торговыми партнерами наши страны ни были, остается импортером нефти, а значит, играть на повышение не в его интересах, особенно учитывая не лучшую ситуацию в экономике страны. В этом году экономический рост Поднебесной может составить всего 3,2%, что будет минимальным показателем за полвека (не считая пандемийный 2020 год - 2,2%). Низкие темпы роста экономики означают слабый прирост спроса на энергоресурсы.

Китай не только главный мировой импортер энергоресурсов, но и вместе с Индией обеспечивает основной прирост их потребления. Спад спроса на нефть в Китае в этом году из-за периодического введения местных локдаунов сейчас оказывает на мировые котировки барреля едва ли не самое большее действие. А к середине ноября местные локдауны объявлены на территориях Китая, которые обеспечивают более 20% ВВП страны. В результате, у России сейчас на нефтяном рынке главный союзник - это ОПЕК+.

На встрече 4 декабря ОПЕК+, вероятнее всего, рассмотрит дополнительное сокращение добычи, считает Мельников. Но размер этого сокращения, возможно, будет пока небольшим - в пределах 500 тыс. баррелей в сутки. Саудовская Аравия может отдельно заявить о готовности пойти на внеплановое снижение собственной добычи в течение зимних месяцев. По мнению Мельникова, страны ОПЕК+ хотели бы видеть цены не ниже 90 долларов за баррель.

Нефть и газ Китай