Услугу "Вместе"запускает агрегатор "Яндекс Go". Если спрос на машины высокий, такси не хватает на всех желающих, то с 5 декабря в приложении этого агрегатора можно будет воспользоваться соответствующей кнопкой. Тогда искусственный интеллект организует такси на двоих. То есть подберет попутчика, который стартует из того же места и которому надо примерно по тому же маршруту. В этой ситуации поездка для пассажира обойдется дешевле, чем по обычному эконом-тарифу. Максимальная скидка составит 40%. А таксист заработает даже больше. Поскольку окажет услугу двум пассажирам.
Но для пользователей услуги есть некоторые ограничения. Например, в конечном итоге в такси должно быть только два пассажира. То есть каждый стартует со своей точки в гордом одиночестве. При этом у них не должно быть объемного багажа.
И тут резонно возникает вопрос, кто и как будет следить за исполнением этих условий? И как будут решаться вопросы, если условия одним из участников поездки не соблюдены?
Сама по себе идея брать на такси попутчиков не новая, совместные поездки были с момента появления такси в начале ХХ века, говорит руководитель Центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус. Не является чем-то новым и сам цифровой сервис таких поездок. Агрегаторы просто последовательно оцифровывают отличительные свойства перевозок на такси, в том числе и попутчиков. Подобные предложения были, например, у Uber, такси "Максим", "Таксовичкофа", перечисляет эксперт.
Но это нишевые предложения, и у них ограниченный спрос. Сейчас, когда люди привыкли, что такси - это уже общественный транспорт и при этом с максимальным уровнем комфорта, у предложения взять попутчика будет очень мало сторонников.
Скорее всего этот сегмент может получить хоть какое-то развитие в малых городах и сельских поселениях, предполагает Швагерус.
Возможная экономия также вряд ли сильно стимулирует спрос. Совместные поездки скорее всего будут более выгодны водителям. "Все помнят, как и в советское время с попутчиков брали чуть меньше денег по сравнению с тем, как если бы они ехали самостоятельно, но в сумме больше, чем с одного пассажира", - говорит эксперт. Неизвестно, какие тарифы будут заложены у "Яндекс.Такси", но скорее всего итоговая сумма при раздельной перевозке также будет немного меньше, чем при совместной.
Конфликтные ситуации также будут разрешаться на общих принципах. Например, возмещение вреда при ДТП ничем не отличается от обычной поездки. "Яндекс" страхует каждую поездку. Сами по себе конфликты были, есть и будут. Но при наличии попутчиков таких конфликтов, наверное, будет больше, считает Швагерус.
- Я проблем не вижу, - говорит адвокат Сергей Радько. - Есть определенные условия, под которые "Яндекс" трансформируется. Машин такси может не хватать на всех желающих. И если у человека нет желания ожидать подачи машины полчаса, то он может воспользоваться таким сервисом. Кроме того, поездки дорожают, а людям хочется экономить.
Но как быть, если кто-то не выполнил условия, например такси приехало за попутчиком не с одним, а с тремя пассажирами? Или попутчиков оказалось несколько больше, чем предусмотрено?
По мнению Сергея Радько, формально при заказе такси заключается договор на перевозку. Если условия выполнения договора не выполняются, то от него можно отказаться. Но это хорошо, если оплата поездки будет производиться наличными. А если к приложению такси привязана банковская карта и деньги за поездку с нее спишутся? Вот тут возникает вопрос, как доказать, что поездка не состоялась по причине того, что условия договора не соблюдены, что попутчиков оказался не один человек, а больше? Эту систему контроля должен продумать сам агрегатор.
Однако и этим список вопросов не ограничивается. А если пассажир уже в такси, а к нему в качестве попутчиков собирается подсесть несколько человек, кто должен отказаться от поездки?
Как себя при этом должен вести таксист? В конечном итоге, самым виноватым будет именно он. Напомним, что агрегатор наказывает таксиста за разные нарушения. А также по жалобам пользователей. Таким наказанием может стать не передача заказов конкретному такси. А то и вовсе отключение от агрегатора на какое-то время. А это потеря работы. Ведь сейчас редко кто ловит такси с руки.
Но если условия поездки "Вместе" будут не соблюдены кем-то из пассажиров, то жалоба агрегатору точно прилетит. Либо от той стороны, которую отказались везти, даже если эта сторона не права. Либо от той стороны, которой пришлось ехать вместе с большим количеством народа, чем предусмотрено услугой.
Также непонятно, сможет ли таксист отказаться от выполнения подобного заказа при нарушении со стороны пассажиров условий его выполнения? Сможет ли он вообще отказаться от возможности принимать такие заказы, чтобы не попадать в конфликтные ситуации?
Кстати, услуга "Вместе" будет оказываться только в Москве и Санкт-Петербурге. На регионы она пока не распространяется.